Вышла игра Hogwarts Legacy по «Гарри Поттеру», по ней мгновенно сошел с ума интернет, а там, за ее производством был скандал. Саму Роулинг от производства игры полностью отстранили: если вы забыли, ее там отменяли за трансфобные высказывания, за нее даже Путин вступался. В саму игру, видимо, чтобы очистить доброе имя Хогвартса от тени, которую на него бросает Роулинг с ее несовременными взглядами, добавили полное гендерное разнообразие персонажей. В России же срочно наворотили свою озвучку, такую, чтобы никакого даже намека на гомосексуальные отношения в речи не было. Вместо девушки подруга и все такое.
Знаете, обычно я метафорически плюю в лицо тем, кто говорит, что во всем виноваты игры, кино, а раньше были газеты и научная фантастика. Но чем больше думаю над этим в последнее время, тем больше понимаю, что связь есть. Просто это не такая связь, которую обычно описывают типичные консерваторы.
Когда нам говорят, что очередной шутинг в школе произошел по причине компьютерных игр, мне уже даже смеяться тошно. Компьютерные игры не доводят людей до ручки. Шутинги происходят из-за длительного и очень жестокого буллинга в школе, по причине плохой профилактики подросткового насилия, а также (и чаще всего) из-за домашнего насилия и сложного семейного положения.
Но есть вещи, на которые компьютерные игры влияют. Они создают привычки более простого взгляда на масштабные вещи. Кино или любые другие произведения, которые способны производить на человека впечатление, также влияют на общее восприятие. Они не способны сделать человека гомосексуалом, но действительно могут сформировать более позитивное или нейтральное отношение к ЛГБТ, собственно, ради этого, ради репрезентации, сейчас и снимают как можно больше такого контента. Борьба с культурой не совсем бессмысленна. Ну то есть она отвратительна, но своя извращенная логика в ней есть.
Но есть другая проблема, которую редко кто-то осмысляет. После современного кино и игр, люди проще смотрят на войну. Даже сложно объяснить такую мысль простыми словами. Но люди, которые с увлечением и погружением переживали за погибших от Таноса персонажей киновселенной «Марвел», когда оказываются в реальности, где умирают настоящие люди на настоящей войне, воспринимают это проще.
Люди, увлекающиеся историями, чувствуют, что такое драматический сюжет. Нельзя просто привести таких людей на конец фильма и показать как Танос убьет половину мира, это не производит никакого впечатления. Мы ведь и не знаем, кого он там убил. Другое дело, когда автор долго знакомит зрителя с персонажами, раскрывает конфликт, показывает человечность злодея, а потом создает ситуацию, которая потрясает зрителя. Пережив такое раскрытие сюжета, ты сопереживаешь вымышленным персонажам. А вот когда тебе рассказывают, что началась война, ты радуешься, что она началась не с тобой. Тебе рассказывают, что где-то под взрывом умерло 100 человек, а ты не знаешь, что это за люди. Ну неприятный факт, то ты же не изучал их интересную историю 10 лет, тебя это не трогает.
Еще один эффект, который происходит с такими людьми, — это ожидание положительного конца. Но это не вина историй, это вина нашей психики. Даже когда в школе нам преподают историю, нам рассказывают в основном о победах и великих свершениях. Никто не рассказывает, как зло победило. Никто не рассказывает, что Кортес был злодеем, который уничтожил целые племена в Южной Америке, устроил аутодафе, стерев из истории практически всю письменность Юкатана, а в конце еще и прожил прекрасную жизнь. Вот и все истории построены так, будто положительный герой все равно победит.
И люди, которые с увлечением играют в игры, смотрят кино, читают книги с большей вероятностью абстрагируются от противодействия злу и просто ожидают, что добро победит.
То есть компьютерные игры, кино и литература действительно на нас влияют. Они учат нас не воспринимать человеческие трагедии как нечто важное, а также вселяют в нас ложную надежду на то, что потом появятся самые важные чуваки, которые помогут добру победить. И щелчком пальцев возродить всех, кого убил Танос.
Компьютерные игры создают привычку и лояльность — и к плохому, и к хорошему. А еще создают уютную вселенную, куда можно удалиться, зажмуриться, пока на экране страшное, и дождаться непременно счастливой развязки. И люди бегут, они и от своей жизни в нищете и микрокредитах бежали, а теперь бегут еще активнее, еще больше играют и смотрят. «Хогвартс Легаси» набирает бешеную популярность в России, и еще б ему не набирать. Кто же откажется от волшебного мира вместо кровавой каши в реальности.