Мы сидели компанией и обсуждали происходящее в России. Один пожаловался на стоматологию. Врачи столкнулись с нехваткой импортных препаратов и материалов для лечения зубов. Есть аналоги, которые значительно уступают по своим характеристикам. Другой рассказал, что на выходных отправился в Казахстан, чтобы посмотреть «Аватар» в хорошем качестве, а не переснятую копию, транслируемую сейчас в российских кинотеатрах.
Третий был в шоке от новых инициатив в издательстве. РКН захотел фактически вернуть цензурный орган. Ведомство предлагает план из трех пунктов: создать реестр российских издательств; обязать авторов книг представлять издателям экспертные заключения, что их тексты не нарушают закон; права на экспертные заключения передать госструктуре. Издательства в свою очередь решили выпускать пересказы зарубежных бестселлеров вместо переводов. После начала войны многие иностранные книгоиздатели прекратили сотрудничество с Россией и забрали лицензию на перевод книг. Группа «Эксмо-АСТ» и «Литрес», в частности, планируют вскоре напечатать в формате саммари мемуаров британского принца Гарри Spare («Запасной»).
Разговоры о пиратстве книг и фильмов перетекли в обсуждении абсолютно нелогичной политики России. Все происходящее события отбрасывает нас на десятилетия назад. Из более-менее цивилизованного общества мы возвращаемся к каким-то криминальным 1990-ым, с пиратскими копиями всего на свете, контрафактами, ложным транзитом и прочь.
Но один человек в нашей компании отмалчивался. Когда это заметили и попросили объясниться, он сказал: «Я в школе хорошо учил историю. И вам советую на досуге перечитать. Все это уже было. И ни к чему хорошему такие разговоры не приводят».
После этого поймала себя на мысли, что теперь постоянно ждешь опасность даже от близких. Это действительно уже было и действительно возвращается сейчас. Я имею в виду доносительство, стукачество. Уже боишься обсуждать что-либо касаемо СВО с людьми. Потому что понимаешь: чревато.
Вот недавно обычная беседа в вагоне поезда, который шел из Севастополя в Москву, закончилась заявлением в полицию. Один пассажир пожаловался на другого за критику в адрес ВС РФ и негативные высказывания о России. Проводится проверка, решается вопрос о возбуждении уголовного дела за фейки. А в Краснодаре под арест на 15 суток попала супружеская пара за то, что в состоянии алкогольного опьянения в ресторане говорили о поддержке Украины. На Сахалине на студента с Сахалина, поспорившего с преподавателем, составили протокол о «дискредитации армии». Молодой человек на паре заявил, что не хочет жить в стране, которая причастна к «убийствам мирного населения в Украине» и «захватнической войне».
По официальным данным, за прошлый год количество обращений граждан в «компетентные органы» с доносами увеличилось в два раза и достигло более 130 тысяч. Абсолютное большинство заявлений касается антивоенной политики. В России множатся приложения различных ведомств с возможностью настучать, не вставая с дивана.
Совет Михаила Афанасьевича Булгакова — никогда не говорить с незнакомцами — заиграл в современных реалиях новыми красками. Думаю, еще чуть-чуть и вспомнят о Павлике Морозове и заставят детей в школе написать сочинения «Если бы я был Павликом Морозовым, то рассказал …».