С начала войны в Украине в России было возбуждено почти 200 уголовных дел о фейках о российской армии. По многим уже огласили приговоры. Например, суд озвучил свое решение барнаульской журналистке Марии Пономаренко. Ее отправили на шесть в колонию и запретили в течение пяти лет заниматься профессиональной деятельностью. При этом обвинение запрашивало для нее девять лет колонии.
Журналистку задержали в апреле 2022 года из-за поста про обстрел драмтеатра в Мариуполе. 16 сентября в СИЗО журналистка пыталась совершить суицид из-за пыточных условий.
В соседнем регионе — в Кемеровской области — на финишной прямой другой процесс, также в отношении журналиста. Андрея Новашова тоже судят за репосты о событиях в Мариуполе по статье о фейках. Но в этом случае обвинение попросило более мягкое наказание — 11 месяцев исправительных работ — и еще попросило запретить на два года любые публикации в Интернете.
Большинство уголовных дел за фейки возбуждено в отношении журналистов или активистов. Хотя бывают исключения: в Новосибирске судили 17-летнего школьника, в Томской области — пенсионерку. Так называемые ЛОМы (лидеры общественного мнения) чаще попадают, потому что у них больше подписчиков и больше шансов получить доносы. Да и сотрудникам центра «Э» легче найти такие посты: берешь список самых популярных блогеров и вперед.
До конца прошлого года оперативники и сотрудники подведомственного Роскомнадзору ФГУП «ГРЧЦ» (Главного радиочастотного центра) искали контент, который не угоден российским властям, вручную. В среднем максимально один человек обрабатывал 106 изображений и 101 видео в день. А с февраля в штатном режиме заработала система «Окулус», которая выявляет якобы фейковую информацию в постах, изображениях и видеороликах. До 2025 года планируют обучить искусственный интеллект выявлять неугодные материалы на нескольких кадрах на видеофрагментах, в сложных рукописных текстах и рисованном контенте. Как пояснили в пресс-службе, система автоматически обнаруживает такие правонарушения, как экстремистская тематика, призывы к массовым незаконным мероприятиям, суициду, пронаркотический контент, пропаганда ЛГБТ и другое. Согласно технической документации, в список запрещенного контента, который призвана анализировать система, входит также выражение явного неуважения к обществу, государству и официальным символам РФ, демонстрация употребления табачной продукции.
О своих достижениях в цифрах ведомство пока не рапортует, но обещает резкий скачок показателей в борьбе с дезинформациями и фейками. «Окулус», по официальным данным, уже сейчас анализирует более 200 тыс. изображений в сутки, на одно изображение уходит около трех секунд.
Если это действительно так, то уголовных дел за фейки станет больше. Видимо, власти таким образом решили вопрос пустующих камер после массовой вербовки вагнеровцами. Иного объяснения у меня нет.
Правда, есть одно. Тендер на создание системы «Окулус» за 58 миллионов рублей был размещен только в прошлом году. Подрядчика определили в середине августа, перед ним поставили задачу разработать программу всего за пять месяцев. Большинство экспертов уверяли, что за такую сумму и такой короткий срок это сделать невозможно. Только сбор репрезентативных обучающих дата-сетов должен был занять, как минимум, в два раза больше времени. Поскольку современные модели искусственного интеллекта, классифицирующие поведение человека в видеоряде, обычно обучаются на данных объемом около 1 млн роликов. Так что есть надежда, что это лишь очередная показуха российских властей и способ устрашения.