Нежелательность организации - эта юридическая форма серьезнее иноагентства. Если организацию объявляют нежелательной, ей запрещено вести работу на территории Российской Федерации. И не только ей, но всем взаимосвязанным и дочерним компаниям. Они не могут пользоваться счетами, сотрудникам и руководству грозит уголовная ответственность за продолжение работы. Чем заслужила такое отношение эта организация интуитивно понятно и, естественно, юридически бессмысленно. Генпрокуратура заявляет, что ее деятельность «представляет угрозу основам конституционного строя и безопасности Российской Федерации» и, что смешно, совершенно не лукавит. Примерно все, что представлял собой сам Андрей Сахаров и его наследие, представляет угрозу Российской Федерации в той форме, в которой она существует на данный момент, а хорошо это или плохо с вашей личной точки зрения, решайте сами.

 

Андрей Сахаров - советский физик, один из основных создателей водородной бомбы и глубоко раскаивавшийся в этом, либерал, диссидент, правозащитник, лауреат нобелевской премии мира, человек, который в центре своей идеи ставил тезисы о том, что каждый человек имеет право на жизнь, свободу и счастье. Нет ничего удивительного, что сама память о нем несет угрозу конституционному строю и безопасности правящих структур Российской Федерации, вся его жизнь и мораль - это прямая антитеза современной России. И идеологическая война постепенно ведется со всем, что носит его имя и память. Фонд Сахарова существует с 1989 года и занимается сохранением наследия и памяти ученого. Есть и другие организации его имени: научный фонд Андрея Сахарова, который занимается поддержкой молодых ученых, музей Сахарова в Нижнем Новгороде, Самарский центр в Москве, который занимался правозащитой и уже давно считается в России иностранным агентом. Сложно сказать, какая судьба будет у этих организаций сейчас. Научный фонд позиционирует себя как организация с Фондом Сахарова не связанная, а вот Сахаровский центр - это, по идее, дочерняя организация.

Но на практике это имеет мало значения, потому что, скорее всего, все, что носит имя Сахарова из российской действительности современного времени будет вымарываться. Вместе с «Мемориалом», который в прошлом году был ликвидирован по решению генпрокуратуры, Московской Хельсинской группой - это один из старейших и самых значимых столпов российской свободы и правозащиты, идей демократии и ценности прав человека, которые в современной России, конечно, совершенно неуместны. До смешного, но ведь генпрокуратура действительно ни разу не грешит против истины. «Мемориал», по их мнению, «спекулирует на теме политических репрессий, искажает историческую память, в том числе о Великой Отечественной войне» и в их представлении так и есть, потому что их память - это восхваление чекистов как класса и полный отказ осмыслять ошибки и трагедии советской истории, потому что для их наследия, чекистского наследия, это действительно опасно.

Эта подспудная честность больше говорит не об этих организациях, а о самой современной природе Российской Федерации. Остается до какой-то степени надеяться, что это временное явление. Можно ликвидировать или объявить нежелательным юридическое лицо, но нельзя вымарать историческую память. Этого не смогла сделать советская власть, не сможет и современная ее бледная тень. Рукописи не горят, идеи не умирают, и при большом желании современная Россия не имеет никаких шансов повредить самому Андрею Сахарову и его памяти. Мы живем в очень темное время, нам разбивают последние фонари, но свет останется.