Проблема не столько в том, что тарифы высокие, сколько в том, что люди бедные. Можно сколько угодно копаться в тарифах, но, пока будет сохраняться высокая политическая заинтересованность власти в сохранении бедности, ничего не изменится.
При этом, безусловно, необходим общественный и иной контроль за взаимодействием чиновников и бизнеса в сфере ЖКХ. На заседании профильного комитета в ЗС РК при обсуждении вопроса о повышении тарифов на услуги ЖКХ в республике сказала о необходимости проведения общественного аудита структуры и обоснованности тарифа с участием представителей всех фракций и независимых экспертов и попросила председателя Госкомитета по ценам и тарифам С. Хазановича опубликовать все составляющие тарифа с доступным объяснением. Также в очередной раз поставила вопрос о необходимости оптимизации издержек, ссылаясь на то, что в социальной сфере она бесконечна, а сфере ЖКХ такую задачу не ставят.
При этом я понимаю, что возможности дожимать тариф в сторону уменьшения не безграничны. Если внутри него не будет заложено нормальной оплаты труда, обновления основных фондов, инвестиционной составляющей, то отрасль останется без работников, с ветхими фондами, а потребители — с некачественными услугами и бесконечными авариями.
Поэтому увеличивать следует доходы граждан, чтобы доля расходов на оплату ЖКХ в их структуре последовательно уменьшалась. Но политически власти выгодна бедность, и ее берегут, при том что чуть более года назад Путин именно ее объявил главным врагом страны. Изменений можно ожидать только тогда, когда граждане это поймут и начнут делать выводы.