Шел пятый год «мусорной» реформы. Год экологии в Архангельской области. Ну-ну...
Региональные чиновники всячески саботируют работу с существующими объектами размещения отходов, вынуждая население Архангельской области смириться с тремя «перспективными» мегаполигонами, строительство которых когда-то планируется начать. Главам вновь образованных муниципальных округов остается только сидеть, не отсвечивая, да просить население «не поднимать панику», не имея какой-либо реальной возможности (да и желания, по всей видимости) на что-либо повлиять.
Жители Каргопольского округа возмущены фактом захоронения на их полигоне отходов из Няндомского округа. Неожиданно (скорее, «неожиданно») стало известно, что использование существующего няндомского полигона невозможно из-за «отсутствия лицензии», несмотря на то что сам полигон введен в эксплуатацию только в 1995 году и планировался к использованию до 2050 года. Самое печальное, что до няндомского полигона докопались не из-за того, что он не включен в ГРОРО (Государственный реестр объектов размещения отходов), «беспрестанно» горит или переполнен. Кто-то здравомыслящий, скорей всего, предположил бы, что получить лицензию на размещение на действующем полигоне намного проще и дешевле, чем везти отходы на свалку к «соседям» или строить свалку побольше, но к такому выводу, по всей видимости, мог прийти только не-чиновник. Чиновник же, принявший решение, запустившее каскад печальных последствий, вероятно, руководствовался другой логикой.
Во-первых, зачем чиновникам бороться за лицензию на объекте, которого нет в перспективной редакции терсхемы? Существующая няндомская свалка так или иначе планируется к выведению из эксплуатации в связи со строительством «перспективного» полигона. Тот факт, что строительство планируется на месте возможного подземного водохранилища, чиновников не смущает — им эту воду пить, очевидно, не придется.
Во-вторых, не стали чиновники ориентироваться на вместительность каргопольского полигона, поскольку его также планируется вывести из эксплуатации по той же причине, а отходы, которые сейчас повезут из Няндомского округа в Каргопольский, после строительства «перспективного» полигона повезут из Каргопольского округа в Няндомский. Тот факт, что из-за возможного несоответствия в сроках ввода/вывода объектов каргопольская свалка может объективно переполниться из-за отходов ДВУХ (!) муниципальных округов, а «перспективный» объект к тому времени еще может не быть введен в эксплуатацию, наводит на мысль, что строительство будет проведено любой ценой. Иначе… два округа – Няндомский и Каргопольский — буквально погрузятся в «мусорный» коллапс. Тем более что, по признанию главы Каргопольского округа Бубенщиковой, «полигон просто не рассчитан на такой объем, и это все понимают». Либо, когда он переполнится отходами двух округов, потоки перенаправят, наверное, в Коношу (т. к. она ближе), чтобы выиграть время до ввода в эксплуатацию мегаполигона.
В-третьих, уже сейчас чиновники плодят среди северян противоречия, пытаясь настроить жителей муниципальных образований друг против друга, оставшись при этом как бы «в белом».
Немного предыстории: в конце 2021 года стало известно, что отходы из части Мезенского округа планируется захоранивать на Лешуконском полигоне. Особого цинизма этому решению придавал тот факт, что у Лешуконского округа из-за состояния региональной трассы, связывающей его с остальной областью, нет круглогодичного наземного сообщения ни с Мезенским округом, ни даже со столицей Поморья. Поэтому отходы планировалось «копить» в Мезенском МО на так называемых «площадках временного накопления», подозрительно похожих на существующие свалки, и только с наступлением благоприятных климатических условий вывозить в Лешуконское. По сути, 2022 год был посвящен именно этому процессу.
Жители Лешуконского были настолько против, что первыми за долгое время добились проведения митинга по этому вопросу. Естественно, после вмешательства областных чиновников разрешение на митинг отозвали также оперативно, как и дали. Но неужели это уняло недовольство местного населения? Нет! Более того, к нему присоединились активисты и из Мезенского округа. Местные жители даже выражали решимость перекрывать дорогу мусоровозам. Тогда отходы повезли, но тихо – максимально не привлекая к происходящему внимания. Отходы из Мезенского округа (района) захоранивали на Лешуконской свалке в 2022 году и повезут в 2023 году – потому что это ближайший легитимный полигон. А после строительства «перспективного» полигона в Холмогорском округе отходы из Мезенского и Лешуконского округов повезут через половину региона для захоронения на нём. И как же удобно для региональных чиновников, что дело будет происходить в округах, где в результате муниципальной реформы ликвидированы представительные органы и некому, как было во времена Шиеса в Урдоме, вступиться за интересы местного населения.
В Каргопольском округе так тихо не получилось, но механизм, отрабатываемый областными чиновниками, аналогично незатейлив и циничен: каргопольская свалка, как и лешуконская, не сможет бесконечно принимать отходы из двух муниципальных округов – она просто не рассчитана на такой объем, и «это все понимают». А если еще учесть, что численность жителей одной только Няндомы превышает количество жителей всего (!) Каргопольского округа, то каргопольская свалка в принципе не долго сможет вообще принимать отходы. Тем временем несмотря на то, что идея-фикс о трех мегаполигонах в целом негативно воспринимается населением, г-да чиновники, не умея иначе, просто «закручивают гайки», создавая для северян провоцированием еще больших проблем ситуацию выбора из двух зол. Затем жители двух округов, да и в целом население всего региона будут поставлены перед очевидным выбором – локальный «мусорный» коллапс или строительство «перспективного» полигона – как единственное спасение от топорно срежиссированной проблемы.
На примере мезенского полигона показательно, что решение о включении его в приказ Минприроды с целью его дальнейшей эксплуатации не принимается из-за областных чиновников. О том, что у мезенской свалки проблема с технической стороной известно было давно, однако вяло «шевелиться» в её решении областной Минприроды стал только после выросшего негодования местных жителей. Нам приходится раз за разом буквально напоминать министру Мураеву, чтобы он подопнул своих подчиненных отправить очередную «бумажку» по мезенской свалке на согласование в столицу. Удивительно, но переписка регионального ведомства с федеральным продолжается только после получения г-ном Мураевым очередного депутатского запроса. И всё, почему-то, безрезультатно. В остальное время, по всей видимости, работа стопорится в связи с отсутствием заинтересованности областного правительства, которому (как и регоператору) нужно несколько мегаполигонов в дополнение к существующим свалкам. А точнее – нужны на них деньги.
И мотивация областного правительства в этом вопросе до примитивного проста. В сентябре 2022 года по заявлениям в СМИ ожидалось, что на строительство трех «перспективных» объектов обращения отходов в Архангельске, Котласском и Няндомском округах будет выделено 5,5 миллиардов рублей, из которых до 50% возможно составят средства «капитального гранта» от Российского экологического оператора (да, уже Архангельск, а не Холмогорский округ, пруф). Однако уже в декабре 2022 года ко второму чтению бюджета на текущий год Архангельская область в целом «недосчиталась» финансирования на 4,2 миллиарда (!) федеральных рублей. При этом, за счет средств областного бюджета почти на 5,5 млн руб. было увеличено финансирование мероприятий по созданию комплексов ТКО в Котласском и в Няндомском округах, а сметная стоимость строительства объекта в Котласском округе еще даже до начала строительства уже увеличилась на 187,5 млн рублей – до почти 1,9 млрд руб. И это пока только один объект… «Рулить» процессом будет АО «Архангельский экологический оператор» - это бывшая «Корпорация развития Архангельской области», так что рост стоимости объекта вполне ожидаем (мы писали), как ожидаем и рост стоимости строительства других мегаполигонов…
Буквально на днях глава ХМАО под видео рассказала о практикуемой чиновниками «забаве»: разрабатывать проект строительства так, чтобы его пришлось переделывать, от чего выигрывают все стороны коррупционной схемы, при расследовании которой, со слов чиновницы, «выходим сами на себя» (подробнее). Разумеется, пиарщики губернатора уже заявили, что эти слова «были сказаны «с очевидной степенью иронии» о всеобщих проблемах, а не региональных особенностях», что позволяет полагать, - если не в ХМАО, то где-то такая «забава» практикуется.
Вместе с тем, средства «капитального гранта» от Российского экологического оператора, которыми планировалось покрыть ДО (!) 50% стоимости строительства трех «перспективных» объектов обращения ТКО, могут и не «пересчитать» в сторону удорожания проектов. А это означает увеличение нагрузки на областной бюджет, дефицит которого и так 13,6 млрд рублей. При таком раскладе «перспективные» объекты могут быть введены в эксплуатацию позднее ожидаемого. Однако Архангельская область с «завидной» стабильностью уже лишается легитимных объектов размещения отходов, а имеющиеся, на которые поступают и отходы «соседей», - не резиновые. Именно этим, скорей всего, областные чиновники будут «подстегивать» выделение средств из областного бюджета на строительство «перспективных» объектов. И, судя по всему, это будут те же чиновники, результатом работы которых стало лишение нескольких муниципальных образований легитимных полигонов, пока местное население просят «не поднимать панику».
Тезис, подтвержденный Шиесом, и сейчас актуален как никогда: отходы везут туда, где молчат…