А вы слышали, что в России массово закрывают роддома? Вот и я не слышала. Только на глаза мне постоянно стали попадаться материалы об этом. В Удмуртии жители написали петицию, чтобы не закрывали роддом в Ижевске, чиновники оставляют лишь перинатальный центр.
«Путин высказался о необходимости повышения рождаемости в нашей стране, но каким образом это должно происходить? Если закрытие роддомов в Центральной России обернулось мгновенным ростом младенческой смертности на селе и в небольших городах: она более чем в два раза превысила средний показатель по стране, это ждет и Удмуртию», - пишет автор петиции.
В середине декабря в ДТП в Томской области погибли четыре врача, которые ехали спасать роженицу. В аварии скончались замглавврача областного перинатального центра по акушерско-гинекологической помощи Алла Карманова; главный внештатный специалист облздрава по анестезиологии-реаниматологии в акушерстве и гинекологии, завотделением анестезиологии-реанимации ОПЦ Юрий Бочков; медсестра дистанционно-консультационного центра ОПЦ Наталья Иванова и водитель дистанционно-консультационного центра ОПЦ Михаил Криницын. Они ехали в соседний город Асино, до которого 1,5 часа на машине с мигалками. У женщины был разрыв матки, но в целом городе не нашлось специалистов. После того, как скорая не доехала, к рожавшей отправили санавиацию, но спасти ребенка уже не смогли.
В Кемеровской области в малых городах сейчас тоже закрывают родильные дома. Причины две – нехватка кадров или состояние зданий. В соцсетях полно историй, как отец поехал забирать ребенка с женой – выехал в 8 утра, домой вернулись к полуночи. Или начались схватки, заплатили за такси шесть тысяч рублей, ехали четыре часа и чуть не родила в дороге. Под всеми этими рассказами чиновники оставляют комментарии из серии «оптимизация», «маршрутизация», «повышение медицинских услуг». Увы, не видела статистику по смертности среди новорожденных, но что-то мне подсказывает, что она значительно выросла.
Моя приятельница после ординатуры несколько лет работала гинекологом в райцентре. Пошла туда из-за денег: по какой-то программе «Земского врача» ей давали миллион, если она отработает там пять лет. Деревня была от города чуть больше часа езды, прием два-три раза в неделю, к зарплате еще шел добавочный коэффициент, а у нее, естественно, ипотека и она решилась. Жить там не стала, а только приезжала на приемы, да срочные вызовы. Но об этом времени она вспоминает с содроганием. 50 километров до города, а до роддома – 70 км. Иногда эти километры оказывались дорогой на тот свет, иногда заканчивалось все благополучно, но сколько нервов и здоровья ей это стоило.
Говорит, что это ложное представление, что в деревне маленькая рождаемость. Она подчас сопоставима с городами. Малахов бы плакал, если бы узнал, какие там семейные драмы разыгрываются. Женщина привела дочь-школьницу на прием, выяснилось, что девочка беременная от сожителя матери. Спустя несколько месяцев оказалось, что и мать в интересном положении, и сроки у них примерно одинаковые. Но ни одна не соблюдала рекомендации врачей. Подруга их чуть ли не силой таскала на скрининги и сдачу анализов. А потом двоих на своей машине увезла в роддом.
Была у нее постоянная пациентка. Появлялась каждый год в ноябре-декабре. Как только заканчивался сенокос и сбор урожая, муж начинал прикладываться к бутылке, и она «залетала». Врачу говорила, что супруг избивал, иногда силой брал. Аборт делать не разрешал, грозился убийством. В итоге к 27 годам у нее было 9 детей. Последнего еле выносила. Тогда скорая еле успела довезти ее до больницы. Родить сама многодетная мать уже не смогла – помогли врачи. По просьбе женщины они ее сразу и стерилизовали.
Но есть случаи, когда скорая не успевала довезти роженицу. И среди них далеко не все – асоциальные или маргинальные.
А сколько жен мобилизованных сейчас находятся в интересном положении по всей стране? По объяснимым причинам беременность у многих из них протекает тяжело. Но государство мало того, что лишило их супруга в этот сложный для женщин период, так еще и создает условия, чтобы они не могли спокойно родить. А у России точно есть внешние враги?