Знакомый грузин спросил: «Вот ты — русская. Можешь мне объяснить, почему вы, если вам не нравится ваши политики, не можете прийти и заявить им об этом? Почему вместо этого вы уезжаете из своей страны?» Я попыталась объяснить про репрессии и силовое государство. Но грузин в ответ напомнил историю про «ночь саперных лопаток».
9 апреля 1989, когда СССР уже разваливался, на площади Свободы в Тбилиси собрались митингующию с лозунгами: «Долой коммунистический режим!», «Долой русский империализм!», «СССР — тюрьма народов!», «Долой Советскую власть!». Москва пыталась сопротивляться и направила в Грузию дополнительные силы МВД и Минобороны. Вместо оружия им выдали саперные лопатки, слезоточивый газ и дубинки (по одной из версий протестов было столько, что оружия на всех не хватало). На митинге собралось около 10 тысяч человек. Люди не ушли даже ночью. К протестующим обращался начальник местного УВД, а также католикос. В итоге генерал Игорь Родионов приказал начать вытеснение.
В книге Михаила Жирохова «Семена распада: войны и конфликты на территории бывшего СССР» есть такие воспоминания митингующих: «Наши ребята оказали солдатам сопротивление, как полагается настоящим грузинским мужчинам. Мы “поддали” бы больше солдатам-извергам, но силы были неравны, и мальчики с боем и потерями отступали. У наших ребят были палки, камни, металлические штыри и кулаки».
В итоге 19 участников митинга погибли на месте (из них 16 были женщины), а трое вскоре скончались в больнице. Большинство из них были убиты именно саперными лопатками. Только в первые часы за медпомощью обратился 251 человек. Сколько всего пострадало доподлинно неизвестно, потому что в течение месяца в поликлиники обратилось более 4 тысяч якобы пострадавших на том митинге, среди которых были также и военные, и милиционеры.
10 апреля в знак протеста в Грузии началась всеобщая забастовка, проводились протестные марши.
— Если 9 апреля на площади Свободы было 10 тысяч человек, то на следующий день туда пришли 50. Было бы больше, но люди уже не помещались. Никто не пошел на работу. Даже те, кто раньше не интересовался политикой, узнав о том, как лопатками забили женщин, выходили на митинг. У вас же простых людей тоже больше, чем полицейских, просто надо всем вместе быть, — резюмировал знакомый.
В Тбилиси тогда объявляли чрезвычайное положение и ввели комендантский час.
«Ночь саперных лопаток» окончательно подорвала доверие грузинского народа к СССР и республиканскому руководству, в частности. На волне народного негодования к власти пришел Звиад Гамсахурдия. Через два года возглавляемое им движение завоевало абсолютное большинство на парламентских выборах. По факту грузины добились того, чего хотели.
У меня не было и до сих пор нет аргументов для моего знакомого, почему мы такие. Но, побывав в нескольких странах, куда релоцировались русские, заметила одну тенденцию. Если это не представители какой-то национальности: буряты, тувинцы, дагестанцы — то русские живут абсолютно атомарно. В лучшем случае образуют небольшой кружок по интересам, но не более. Сами по себе русские крайне редко собираются вместе (события типа концерта Земфиры в расчет не берем). В любом регионе России можно найти диаспоры: армянские, грузинские, азербайджанские или даже чеченские. Но я ни разу не слышала про русскую диаспору в Грузии или Черногории. Более того, русские подчас шарахаются друг от друга, как будто бояться друг друга или подозревают в чем-то.
По факту получается, что никаких «скреп», о которых так любят вещать политики и президент, вовсе нет. Есть разве что общий язык, у некоторых — схожее советское детство и День Победы, ну и общая территория. А чего-то поистине объединяющего нас как нации — нет. Может быть, поэтому мы сейчас имеем то, что имеем?