В этот день ровно год назад мне присвоили статус «СМИ-иностранного агента». Не могу сказать, что жизнь сразу и резко изменилась, но за год немалое количество времени и сил было потрачено и на обжалование самого этого статуса, и на реагирование по поводу первого «иноагентского» нарушения, которое сразу стало федеральным прецедентом: новость о блогере, которого оштрафовали за недостаточно большой шрифт в плашке, стала мини-инфо-бомбой для большинства российских онлайн-СМИ.
Вообще, судиться с РФ дело довольно безнадежное, но это становится делом чести, когда речь заходит о попранных правах и украденных возможностях. А подрезанные крылья – это главный итог 2022 года, и нереализованные планы – главная его потеря. Все еще оставаясь в России, в творчестве и медиа, ты невероятно ограничен, поэтому пришлось фактически ставить на стоп онлайн-активность и переформатировать программу кинопоказов под новые вызовы – отсутствие свежего Голливуда и ретроспективный взгляд на кинопоказ. Пока еще контента для новой реальности хватает, но дальше точно будет хуже.
Начиная с февраля, ужасно огорчал отъезд из города и страны многих и многих прекрасных ярославцев: и без того скудная культурная среда истончается здесь с каждым месяцем, уже до критического уровня.
В 2023-м процесс, увы, продолжится: многие из тех, кого я знаю, просто решили основательно подготовиться к отъезду, а значит, Ярославль станет еще беднее.
Спасали в этом году только друзья, кино, книги – и путешествия. Наконец открыл для себя Германию: влюбился в Берлин, немецкую железку и AnnenMayKantereit. Начал углубляться в собственную генеалогию и собираюсь докопаться до самых истоков – тех дальних времен, когда мои предки поселились в Латгалии. Незабываемо на вечерней Волге отметили летом мои 45. Проводили в последний путь нескольких хороших, совсем еще не старых людей…
Уходи и не возвращайся, 2022-й.
А ты, 2023-й, не будь засранцем.