Сто лет назад на территории, которую к 1917 году занимала Российская империя без Финляндии, части Польского царства и некоторых других территорий, был образован СССР. На момент распада в 1991 году Союз занимал почти 1⁄6 часть обитаемой суши Земли с населением 293 млн человек, а также 2-е место в мире по уровню промышленного производства и 7-е место в мире по уровню национального дохода.
Многие, кто застал те времена, сегодня с ностальгией поют песню Газманова «Я рожден в Советском Союзе, сделан я в СССР». Такие люди есть практически во всех республиках, только где-то их меньше, где-то больше. И почти в каждой есть какой-нибудь музей или стилизованное кафе под советские времена. Маркетологи используют такой ход, как написать на упаковке, что продукт изготовлен по ГОСТ СССР для увеличения продаж, и это работает.
Когда жителей России и стран СНГ, заставших те времена, спрашиваешь, что хорошего и что плохого было в Союзе, ответы примерно одинаковые. В качестве положительного в первую очередь называют стабильность, отсутствие безработицы, наличие бесплатного образования, медицины и возможность получить квартиру тоже бесплатно, путевки в детские лагеря и санатории, а также путешествия по Союзу. Среди недостатков — дефицит товаров и невозможность купить автомобиль или квартиру без очереди. И видно, что большинство уже забыли про те проблемы, которые существовали тогда, и действительно не против вернуть Союз и былое «величие» стране.
Любопытно, но и сегодня в России живут люди с паспортами жителей СССР. Периодически во время переписей населения таких находят. Для них Союз все еще продолжает существовать. Хотя не только для них. Не так давно один американский студент спросил у меня: не могу понять, СССР и Россия — это страны-соседи или это штаты одного государства?
Неудивительно, что после начала так называемой спецоперации в Украине, разговоры о том, что российские политики пытаются возродить СССР, стали звучать все чаще. В конце декабря в Москве «Объединенный союз возрождения России» даже провел съезд под лозунгом «Хочу в СССР-2». Про планы властей мне не известно, но все эти «слухи» напомнили мне историю про одного японского военного — Хироо Онода. В 1945-м его вместе с другими солдатами высадили на острове Луданг и дали приказ: держать оборону любой ценой. Вскоре их отряд разбили американцы. Выжили единицы, и они ушли в джунгли. Война закончилась, а Ондора продолжал с другими партизанами воевать: убивали всех, кого видели на острове. Несколько раз предпринимались попытки сообщить им об окончании войны: его родственники кричали об этом в громкоговорители с вертолетов, сбрасывали мешками письменные послания, солдат пытались выследить и поймать, и хотя остров был всего 25 километров в длину и 10 километров в ширину, все было тщетно. Хироо был уверен, что это хитрый план противника. Война для Онода затянулась почти на 30 лет. Неуловимого лейтенанта нашел в 1974 году искатель приключений Норио Судзуки, который поставил целью своей жизни: найти лейтенанта Оноду, затем панду и, наконец, йети — именно в такой последовательности. Первое сделать ему удалось.
Онода вернулся в Японию и стал на родине знаменитостью. Его приглашали то на радио, то на ТВ, издательства завалили его выгодными контрактами на написание книг (несколько он действительно издал), политики стремились пожать ему руку. Но его ужаснуло то, что он нашел, вернувшись в Японию: потребительскую, капиталистическую и поверхностную культуру. От былой империи уже ничего не оставалось. И вот ирония судьбы: Онода не смог больше жить в том государстве, которое так рьяно защищал на протяжении тридцати лет от американцев. Пользуясь своей славой и популярностью, он какое-то время пытался в одиночку повернуть время вспять. Он стал постоянно болеть. Спустя пять лет наступило прозрение: Япония, которую он знал и за которую сражался, ушла в прошлое. Хироо собрал вещи и уехал в Бразилию, где и прожил еще 14 лет.
Мне кажется, всем нам, жившим и рожденным в СССР, очень нужен такой Норио Судзуки, который бы пришел и сказал, что Союза больше нет, Российской империи тоже нет. Это данность. Не стоит жить прошлым, защищать прошлые идеалы. Нужно просто определиться со своими желаниями и приоритетами и, исходя из них, либо оставаться в России, пытаться сопротивляться происходящему и помогать людям, либо переезжать в другую страну. Но жить как Онода больше нельзя. Нельзя игнорировать действительность, утешая себя мыслью, что я просто делаю свое дело и никуда не вмешиваюсь. Иначе мы все потеряем драгоценное время как Онода.