Что такое АУЕ*-культура? Ныне запрещенное общественное движение в России берет свое начало, по некоторым данным, еще в 1919 году. В тот самый период, когда в стране кардинально начала меняться жизнь. И даже сложно точно определить, что послужило основным стимулом для создания арестантского кодекса, но считается, что идейное разделение людей, а также массовые ссылки и борьба с белыми легли в основу этих правил.
Ведь большая часть базовых постулатов АУЕ*-культуры — это самые базовые правила джентльмена того периода. Святость карточного долга, отказ брать оружие (предполагалось, что воры в законе не будут воевать за красную армию) и другие подобные вещи. Отдельно выделяется, что подобные правила сформировались только в мужских колониях. Женские лагеря оказались более послушными, ведь до этого периода женщины в целом имели сильно меньше прав и с детства воспитывались соответственно.
Но, пожалуй, первый и важный камень был заложен на северо-западе страны — в Архангельской и Вологодской губерниях. Считается, что настоящий вор в законе никогда не будет «ссученным», то есть не станет работать в тюрьме как собака, которая служит хозяину. Никогда не будет помогать тюремной администрации. А первые упоминания этого термина начинаются в лагерях, которые предшествовали ГУЛАГу: туда еще в 1919 году свозили белых.
Людей, еще недавно получивших образование, изучающих политические, экономические и другие полезные для страны науки, начали массово отправлять в лагеря на строительство дорог до Воркуты. В том числе туда попадали и те, кто поддерживал не Октябрьскую, а Февральскую революцию. Недовольные властью люди и те, кого власть посчитала таковыми, оказываются в новых лагерях. Все самые сильные и явные лидеры к тому моменту убиты красными или ведут свои армии, но вскоре тоже умрут.
И это общество арестантов за политические убеждения создает кодекс, по которому будет жить зона. Пытается сплотиться и отделить себя от явных маргиналов, убийц и маньяков. Появляются знаковые фигуры, которые никогда не берут оружия в руки, но слова и решения которых могут приговорить к смерти. Через пару десятилетий у них уже будет свой полноценный кодекс чести, отличительные черты, иерархия, названия, а бедные подростки даже будут стремиться в их ряды и будут использовать их образы как пример для подражания.
Тяжело сравнивать современные события с прошлым: всегда есть очень много нюансов и особенностей. Но еще страшнее проморгать ужасные звоночки. Движение, зародившееся из-за политических разногласий и развившееся в лагерях ГУЛАГа, стало причиной огромных социальных и экономических катастроф для всего советского и постсоветского общества. Оно пережило страну, которая его породила и до сих пор периодически аукается. В сущности, когда-то это были хорошие люди, по крайней мере начиналось все с политически активной прослойки образованных людей. Тюрьма ломает всех.
А сейчас власть борется с явными политическими лидерами, отправляет в тюрьмы всех менее ярких, угрожает начать сажать всех не согласных отправляться на СВО. И кажется, будто скоро в тюрьмах будет больше не согласных с политикой, чем людей, которые сели по статье 228 и 228.1 (примерно 26% от всех осужденных). И если так окажется, то эти люди будут стремиться выживать, создавать свое сообщество, возможно начнется новая волна будущего АУЕ*-движения, которая принесет не меньше бед, чем прошлое. Дело не в том, что эти люди некоторым образом испортятся. Вовсе нет. Просто плохой закон портит нравы. Сейчас общество активно героизирует Алексея Навального, Илью Яшина, Владимира Кара-Мурзу, и я не отрицаю эту героизацию. Но. Фактически попадание в тюрьму становится некоторой формой подвига. Ломается базовое ощущение правильности жизни, люди уже не считают, что в тюрьме сидят преступники, теперь в тюрьме сидят хорошие люди.
И это в корне неправильно, потому что в тюрьме сидят преступники. Рядом с политзаключенными все еще находятся и убийцы, и воры. И в этом, конечно, не виноваты политзаключенные и те, кого сажают по явно фейковым статьям. В этом виновато государство. Проблема в том, что такие системы очень долго живут, и тюрьма, как символ праведности, к хорошему нас не приведет.