Тут правительство обсуждает создание российского разработчика видеоигр прям от государства и под контролем государства и от государства хочет выделить ему до 50 млрд долл., а оно возьмет да и выпустит кучу ААА-игр прям к 2030 году — и как заживем! В общем, как обычно. Кое-кто узнал о новом способе распила, результаты которого лягут на полку по соседству с йотафоном, российскими процессорами и остальным технологическим суверенитетом.
Почему идея создания AAA-игры не может идти сверху вниз? Для начала нужно понимать несколько вещей. Что такое ААА-игра? В данном случае А — это оценка качества, сравнимая с пятеркой в школе. ААА означает вложения сил и ресурсов в игру: качество графики, физического движка игры, количество и качество сюжета и многое другое. Компании, которые создают игры такого качества, имеют в запасе не только деньги, но еще и опыт, инициативу, иногда список провальных проектов и многое другое. То есть, да, на создание игры нужны деньги. Но игры пишут люди. Причем, что забавно, многие люди пишут игры бесплатно: не ААА, конечно, но разные инди-игрушки. А мозги нельзя купить за деньги. Ну, то есть можно, но если они есть на рынке, а на российском рынке таких мозгов… Ну в этом году ретировались те, что были.
Самый яркий пример такой компании, который появился за последние годы, — это польская студия CD Project RED. Компания не самая новая. Они появились в Польше еще в 90-х и занимались пиратскими дисками, потом они занимались переводом игр, затем пробовали себя в создании игр, которые сейчас вообще никому не известны, а потом взялись за разработку игры «Ведьмак». При чем ААА стала только третья часть игры, а первые две оцениваются как просто неплохие. Тридцать лет работы для одной игры. Ладно, скостим лет десять за финансирование — двадцать лет работы.
Наверное, если бы государство активно им помогало, то может еще вторая часть игры вышла бы на более высоком уровне, но, если бы в 90-х государство поставило бы задачу создать ААА-игру и начало активно раздавать деньги, скорее всего без опыта и личного развития CD Project RED провалились бы раньше, и мы бы вообще не увидели таких игр, как «Ведьмак» или Cyberpunk 2077.
Вторая сложность для России — это деньги. Допустим, сейчас нам ничего не мешает создать ААА-игру. Появляются крутые сценаристы, которые придумали классный сюжет, мы находим топовых программистов и художников мирового уровня, собираем команду мечты с нуля. Даем им денег, оборудуем помещения, в общем заряжаем на полную. Стоимость разработки в зависимости от опыта компании и слаженность процессов отличается, но в среднем не меньше 200–250 млн долл., и да, кстати, эта сумма идет в том числе на оборудование, которое сейчас под санкциями, ну да ладно.
Звучит внушительно, но что же будет дальше? Если мы хотим развивать бизнес, значит, наша компания должна будет продать свой конечный продукт минимум на сумму достаточную, чтобы произвести новую игру. А игру из России сейчас можно продавать только в России. При самом смелом предположении, что в России в ААА-игры играет 1% населения, а на самом деле даже 0,5% нет, и будет еще меньше, потому что на ААА-игры нужны соответствующие компьютеры и сегодня комп, который без лагов тебе потянет один из последних «ассасинов», собрать стоит около пяти средних российских зарплат минимум. Так вот, стоимость игры составит не менее 10 тыс. руб. И это только для окупаемости. Чтобы компания могла что-то заработать сверху, цена должна быть выше. Сколько же человек купит игру за такую стоимость?
Стоимость фильма «Человек из стали» — 225 млн долл. Сравнимая сумма. Наше государство уже много лет помогает выпускать кино, каждый раз говоря, что вот сейчас-то мы точно ответим Голливуду. Но вспомните, что хотя бы близко по качеству приближалось к фильмам сравнимым с ААА-играми? Самая близкое за эти годы — это приближение к пиратской версии «Росомаха. Начало». Наши «Защитники» тоже на веревочках по кадрам летали и никто не понимал, на фига это снято. ААА-российская-игра. Ага, конечно, прям так себе это и представляю.