Про русских обычно думают, что это очень угрюмый народ. На самом деле, позитивнее нас разве что жители Азии, где легализованы наркотики. Чтобы не происходило в стране, мы всегда смотрим на это с колокольни «ну не все так плохо». Повышение цен, налогов, увеличение пенсионного возраста, новая конституция – множество нововведений, которые реально ухудшили состояние и без того бедного народа. Но все молчат или говорят: «Лишь бы не было войны». В феврале началась так называемая спецоперация и россияне в большинстве своем вновь поддержали власть. Когда появились списки первых погибших русских, мало кто задумывался о том, какая это трагедия, сколько искалеченных жизней и судеб. В интернете было огромное число комментариев, что украинцам поделом, а военные должны отрабатывать свою высокую (по меркам основного населения РФ) зарплату и ранний выход на пенсию. Даже мобилизация не заставила задуматься. Народ и это проглотил. Поверил, что вчерашних автослесарей и учителей ОБЖ поселят в санаторий и они будут охранять мирных жителей на территории России.
Население нищает на глазах, но продолжает искать поводы для радости. Только поводы высосаны из пальца.
«Зато у нас есть газ, нефть и уголь». И что? Часть страны замерзает еще больше, чем Европа. В Иркутской области дети в шубах сидят на занятиях и пишут карандашами, потому что пасты в ручках застыли. В другом сибирском регионе в бочках разжигают костры и, как первобытные люди, греются у открытого огня.
«Зато у нас бесплатная медицина». А мы точно говорим про одну и ту же страну? У меня подруга два года оббивала пороги государственных больниц с ожиданием очереди на обследования по три-пять месяцев. На прошлой неделе по скорой увезли в больницу. Оказалось, что на протяжении двух лет ее беспокоили камни в почках и началось сильное обострение. Ее прооперировали. Не успела она отойти от наркоза, как ей принесли счет – больше 40 тысяч рублей. Сказали: так как ее скорая привезла, то с нее взяли только за хирургическое вмешательство, а, если бы она по направлению из больницы по месту жительству приехала, то сумма была в 2,5 раза больше. У подруги таких денег не было. Ее мама-пенсионерка взяла в банке кредитную карту и ей рассчитались.
«Зато у нас образование бесплатное». Точно? У меня знакомая в Албании водит ребенка в садик за 300 евро, но при этом она больше ни на что не сдает: ни на ремонт, ни на логопеда, ни на подарки. Ни одного цента сверху. В России частный садик от 400 до 1000 евро, и то не факт, что не придется брать дополнительные услуги. Есть государственный, около 50 евро в месяц, но дополнительно водят в различные секции, в итоге плюсом в среднем еще 100 евро. Плюс ребенка надо возить по городу, кормить, и сдавать на канцтовары или «химию». В общеобразовательные школы среди моих знакомых почти никто не водят ребятишек. Если позволяют средства, то идут в частную школу. Если с финансами туго, то идут в православную, протестантскую, католическую школу при церквях. Там тоже платят, но ценник более приемлем.
«Зато у нас налоги всего 13%». И вновь ошибочное мнение. 13% — это только подоходный налог, всего же работодатель платит 43% от суммы выплат. А еще покупая вещи, оплачивая услуги, мы платим НДС. Он уже включен в стоимость, но он есть. Для большинства товаров и услуг – 20%; для продуктов питания, медицинских и детских товаров, книг и журналов – 10%. А если еще посчитать всякие налоги на машину, квартиру, землю, обязательные страховки, включая автострахования, то окажется, что налогов мы платим 60 и более процентов.
Психологи говорят, что чрезмерный позитивный настрой – это просто уход от проблем, вариация на тему «спрятать голову в песок». Так жизненные проблемы не решаются, а лишь накапливаются. Правильный подход – их нужно выражать, проговаривать и решать. Но у русских есть еще одна особенность – они могут очень долго терпеть. Не зря появилась поговорка «Иисус терпел и нам велел». Так что, к большому сожалению, пока оставшиеся в России продолжают тешить себя псевдоповодами для оптимизма.