14 ноября Государственное собрание Марий Эл без дискуссий одобрило предложенные Юрием Зайцевым кандидатуры министров республики
. Почему же обсуждение обошлось без критики этих кандидатур?

Процедура согласования министров Госсобранием прописана в законе Марий Эл «О правительстве». Депутаты одобрили кандидатуры первых вице-премьеров Михаила Васютина и Евгения Кузьмина, вице-премьеров Степана Воронцова, Александра Сальникова и Дмитрия Троицкого, министра сельского хозяйства Андрея Кондратенко. Троицкий – новичок в правительстве, остальные перечисленные министры работали в нем ранее. Мог ли итог голосования быть иным?

Кого согласовали

Главную роль в одобрении кандидатур сыграло единороссовское большинство Госсобрания в 27 присутствовавших на заседании депутатов от этой партии (с двумя независимыми депутатами, всегда голосующими солидарно с ЕР, - 29). Всего же на заседании присутствовало 39 депутатов из 51 избранного. 10 депутатов-прогульщиков из 12 – единороссы. Для принятия решения по согласованию министров достаточно как раз 27 голосов. То есть голоса оппозиции не имели значения с точки зрения того, одобрены будут кандидатуры зайцевских министров или нет.

Но мы знаем из политической энциклопедии, что политическая оппозиция - это партии, движения и другие объединения граждан, не поддерживающие и зачастую выступающие против политики, проводимой органами государственной власти. Логично предположить, что поскольку КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» называют себя оппозицией, они не согласны с политикой главы Марий Эл в части формирования правительства, и это несогласие они проявят, голосуя против зайцевских министров. Тем более Юрий Зайцев – член нелюбимой названными партиями «Единой России», а одна из его креатур Евгений Кузьмин – руководитель отделения этой партии в Марий Эл. А еще Васютин, Воронцов, Сальников и Кондратенко работали в правительстве бывшего главы Александра Евстифеева, которое КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» критиковали.

Что же мы увидели в реальности?

Семь присутствовавших на заседании депутатов от КПРФ одобрили назначенцев Зайцева, воздержавшись лишь при голосовании по поводу переназначения Васютина.
Фракция «Справедливой России» из трех депутатов отвергла предложенные главой Марий Эл кандидатуры Кузьмина, Воронцова, Васютина и Сальникова и Кондратенко, однако одобрила Троицкого. ЛДПР проголосовала за все представленные Зайцевым кандидатуры.

Так правильно?

На заседании 14 ноября представители КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» высказывали пожелания новым министрам, но не комментировали деловые качества кандидатов в министры, их профпригодность. Руководитель фракции "Справедливой России" Наталия Глущенко так объяснила позицию фракции:

— Мы считаем, что кандидатуры, которые сейчас будут рассматриваться, были в правительстве при Леониде Маркелове, они были при Александре Евстифееве [предыдущие главы Марий Эл]. Все знают, где они сейчас [Леонид Маркелов в феврале 2021 года был приговорен к 13 годам колонии и штрафу в 235 млн руб. Евстифеев уехал из региона, вообще получив единовременную выплату в 2,5 млн руб. после отставки]. Эти кандидатуры, которые войдут в состав правительства, действительно получат своеобразное доверие от тех депутатов, кто будет за них голосовать. Наверное, это будет нечестно по отношению к людям. Им никто не мешал работать лучше в предыдущих составах правительства.

При этом представитель фракции «Справедливая Россия» Андрей Заболотских прокомментировал выбор фракции в пользу Дмитрия Троицкого так:

— Он общается с представителями всех оппозиционных партий, не делает различия между нами и единороссами, а прочие номинанты зайцевского списка даже не здороваются при встрече.

Представители КПРФ и ЛДПР на заседании Госсобрания не комментировали причины своего одобрения зайцевских министров, но озвучили эти причины в позднейшей переписке с автором этих строк. Представляющий в Госсобрании КПРФ депутат Геннадий Зубков так объяснил голосование партии за зайцевские креатуры:

- В своем выступлении Зайцев сказал, что министры должны делом доказывать состоятельность на своих должностях. Поэтому мы решили посмотреть, как они будут работать. Говорите, эти министры работали у Евстифеева? Работали не все из них! Что указывает, что зайцевские креатуры будут работать плохо?

На мои уточняющие вопросы:

 - Что указывает, что новые министры Зайцева будут работать хорошо? Если ничего не указывает - в чем логика голосования КПРФ за их назначение? Тем более что Зайцев - член "Единой России" и проводит политику этой партии, которую КПРФ критикует, и назначает министров-единомышленников? Да и Кузьмин, будучи депутатом-единороссом, многократно голосовал в Госсобрании противоположно позиции КПРФ?
- Сальников и Воронцов уже долго работают в правительстве. Раз КПРФ проголосовала за их согласование - ее устраивает их работа?
- Чем обусловлено воздержание КПРФ по согласованию Васютина? Если КПРФ не устраивает его работа - почему она не проголосовала против?

— Зубков молвил, что считает, что ответил на эти вопросы. Читателю решать, так ли это на самом деле.

Другой депутат Госсобрания от Марий Эл, Сергей Царегородцев, на вопросы о голосовании КПРФ за зайцевских министров ответил так:

- КПРФ воздержалась по кандидатуре Васютина, поскольку Зайцеву не нужно два первых заместителя в правительстве. А остальных креатур главы Марий Эл непонятно на кого менять.
Я пытался прояснить позицию депутата, задав дополнительные такие вопросы:

- КПРФ не напрягает, что она проголосовала за Кузьмина-единоросса и за другие креатуры Зайцева, который тоже единоросс? Если не напрягает - можно ли трактовать голосование за эти кандидатуры поддержкой КПРФ "Единой России"?

- КПРФ не напрягает, что Воронцов и Сальников работали в правительстве Евстифеева, которого КПРФ тоже жестко критиковала?

- 14 ноября решался вопрос не о структуре правительства с одним или двумя первыми замами главы правительства, а только о персоналиях этих замов. Даже если предположить, что кандидатура Васютина была бы не согласована Госсобранием, должность второго первого зама главы правительства осталась бы, и Зайцев внес бы на эту должность кого-то еще. Разве не так?

- Если КПРФ против второго зама главы правительства Марий Эл, то почему партия воздержалась по Васютину, а не проголосовала против?

- По закону кандидатуры министров выбирает Зайцев, Госсобрание лишь их согласовывает. Разве Госсобрание, а не Зайцев, должны думать, на кого менять министров, если их не согласуют?

Царегородцев ответил на все это так:
- Я мыслю как политик и государственник. И если кроме этих кадров нормальных нет, пусть будут они, а не непонятно кто. К власти придем - разберемся. Большевики в первое время после прихода к власти в 1917 году привлекали и политических оппонентов.

Руководитель фракции ЛДПР в Госсобрании Марий Эл Антон Мирбадалев так объяснил голосование фракции за зайцевских министров:

- Мы видим подход к управлению регионом новым главой - открытость, конструктив, взаимодействие со всеми политическими силами. Не видим смысла противодействовать Зайцеву формировать команду. Он со всеми этими людьми поработал, знает их качества и способности. Также ЛДПР не смущает принадлежность Кузьмина к «Единой России», так как он много лет был депутатом, был открыт для общения с оппозицией. Сальников и Воронцов долго работали в правительстве Евстифеева, которое ЛДПР критиковала? Я не вешаю ярлыки на людей. Факт работы в том или ином правительстве не говорит ни о чем. Все «евстифеевцы» уехали. Таковыми были Сергей Сметанин [первый зампред правительства Марий Эл в 2017–2019 годах], Николай Коротков [полномочный представитель главы Марий Эл в 2017-2022 годах] и еще ряд товарищей. Взаимодействуя, например, с Воронцовым, у меня оставались положительные впечатления, почему же тогда я должен против голосовать?

Представители «Справедливой России» не ответили на мои вопросы.


Почему согласование министров произошло после их формального назначения?

Полтора года назад фракция «Справедливая Россия» утверждала, что согласование министров после их назначения обессмысливает сам термин «согласование», ибо Госсобрание может отклонить министерскую кандидатуру, которая, будучи несогласованной с момента назначения главой, уже обладает всей полнотой министерской власти до рассмотрения законодателями. Однако прокуратура согласование министров после их назначения посчитала законным.

Антон Мирбадалев назвал согласование министров после назначения устоявшейся практикой, пусть и неприятной для парламента:
- В ходе СВО мелкие разногласия уходят на второй план. Мы видим, что правительство Зайцева работает иначе, чем правительство Евстифеева и тем более Маркелова. Например, создан Координационный совет по содействию мобилизации, в который включили представителей всех парламентских фракций.
Представители КПРФ и «Справедливой России» не ответили на мой вопрос про процедуру утверждения министров Госсобранием.


Выводы по согласованию министров

1.«Системная оппозиция» счастлива, что с ней «разговаривают» (реально – министры говорят депутатам несколько слов по рабочим вопросам, как будто министры не обязаны публично отчитываться о своей работе не то, что перед депутатом – перед любым гражданином! И происходит ли в ходе этих разговоров влияние оппозиции на министерские решения? Если не происходит – чем эти разговоры для оппозиции ценны?), что готова за эти разговоры одобрить их кандидатуры.
2. «Системная оппозиция» считает, что министрам-единороссам нужно «давать поработать», даже если ничего в их предшествующей работе не свидетельствует, что они способны быть политиками, меняющими жизнь общества к лучшему. Что в Марий Эл своей работой улучшили Васютин или Кондратенко?
3. Системная оппозиция» считает, что лучше министры-единороссы, чем министры – «непонятно кто». Хотя от «непонятно кого» по крайней мере можно ожидать приятных сюрпризов.
4. «Системная оппозиция» считает, что в период СВО должна поумерить свои конфликты с единороссовскими властями. Проблема, однако, в том, что за этими конфликтами стояла и стоит единнороссовская политика (например, сокращение школ и больниц на селе, которое продолжается все путинские годы), которую оппозиция не без основания раньше считала вредной для общества. И эта единороссовская политика продолжает проводиться в жизнь. В этих условиях отсутствие конфликтов – это молчаливое согласие с политикой единороссов.

Кого согласуют дальше?

На остальных министерских постах Марий Эл до последнего времени продолжали трудиться временно исполняющие обязанности министра, хотя 26 ноября прошел определенный Конституцией Марий Эл двухмесячный срок после инаугурации Зайцева для формирования нового правительства Марий Эл. Telegram-канал «Вахтер Ремзавода» сообщает, что раз вице-премьеры назначены и согласованы, никакого нарушения закона нет.

Лишь 22 декабря, снова после формального назначения указами главы, состоится голосование по согласованию новой порции зайцевских министров – зампреда главы правительства Ольги Бадма-Халгаевой, министра финансов Алексея Торощина, министра экономического развития Станислава Крылова и министра образования и науки Ларисы Ревуцкой. После 14 ноября понятно, что проблем с согласованием не будет и у них.