В мире высокой и не очень моды что ни день, то скандал. Российские ювелиры попросили наказать бренд SOKOLOV за дискредитацию ВС РФ. На прилавках магазинов кто-то увидел кулоны «наXвойну» и «наХвойне костромского завода ООО «Ювелит», это юридическое лицо «SOKOLOV». Подвески также можно было приобрести на маркетплейсах. После заявления от конкурентов в Роспотребнадзор эти ювелирные украшения пропали, а в компании попытались оправдаться: мол, коллекция старая, продавалась несколько лет назад, но в наличии давно уже нет. А весь хейт - происки недобросовестных конкурентов.
За поддержку СВО немало негативных отзывов во всем мире получила ушедшая с российского рынка компания Zara. Поводом для негодования послужила супермодель, которая представляла новую коллекцию бренда. На этот раз лицом стала уроженка Челябинской области Ирина Шейк. Притом что в сентябре Zara в коллаборации с американским модельером кубинского происхождения Нарцисо Родригезом выпустили линейку одежды, которую представляла другая российская супермодель, Наталья Водянова. На официальной странице Zara в Instagram* сегодня сотни, если не тысячи подобных комментариев: «Сначала Наталья Водянова, теперь Ирина Шейк. Почему вы поддерживаете российских моделей? Это противно!», «Больше не буду покупать одежду вашего бренда», «Позор».
Под раздачу попал и модный дом Dior. Его тоже обвинили в скрытой рекламе России и поддержке войны после того, как бренд опубликовал кадры из рекламной кампании новой рождественской коллекции. В промороликах модели позируют в заснеженном березовом лесу, демонстрируя белые костюмы и длинные кружевные платья. Образы и дополняли жемчужные серьги с ожерельями и черные сапоги, ассоциирующуюся с кирзачами. Русские поклонники бренда говорят о том, что реклама напоминает им фильм «Морозко», и мечтают приобрести хотя бы один костюм. А вот европейцы и американцы обрушились с критикой на всемирно известный бренд и, как и в случаях с SOKOLOV и Zara, заполонили своими негативными комментариями все страницы модного дома в социальных аккаунтах.
Можно бесконечно гадать, были ли это продуманные PR-акции (о коллекциях говорят, и это уже немаловажно), или этот хейт – происки конкурентов. Возможно, компании Zara просто нравятся русские женщины, а Dior отшил платья до февральских событий. В любом случае, как показывает история, это все быстро забывается. Сегодня мало кто помнит, но основатель всемирно известной марки Hugo Boss во время Второй мировой войны производил униформу для немецкой армии, используя при этом рабский труд. В связях с нацистами обвиняли и другие известные компании – например, Siemens, Nestle, BMW, Volkswagen, Fanta, IBM. Тогда им удалось остаться на рынке, и благодаря этому они сегодня существуют.
Мое мнение, бренды, создавая свои коллекции, вовсе не думают о поддержке войны или наоборот. Они думают о прибыли. Как говорил герой романа «Унесенные ветром» Ретт Батлер: «На крушении цивилизации можно заработать ничуть не меньше денег, чем на создании ее». Финансисты домов моды, похоже, эту истину хорошо знают.