Я поехала в Грузию, чтобы посмотреть, смогу ли я здесь жить. Релокация – дело сложное и финансово, и физически. Только оказавшись в Тбилиси, поняла, насколько это морально тяжело. Грузины, конечно, молодцы. Несмотря на все пережитое за последние два десятилетия, они не озлобились и со свойственным им гостеприимством рады почти всем приезжающим.
Но одно дело, когда ты приезжать прогуляться вокруг Казбека, искупать в тифлисских банях, поесть хачапури и хинкали, запив их «Киндзмараули», и другое дело, когда ты смотришь, есть ли в магазинах необходимые тебе продукты, а в аптеках – нужные лекарства; есть ли смысле перегонять машину и сколько стоит бензин. Ты выбираешь квартиру, обходя одну, вторую, третью, и все не то. Уже в номере гостиницы осознаешь, дело вовсе не в отделке комнат или отсутствии ванны, а в том, что это не твоя квартира, где каждая вещь – воспоминание. В новом жилье не будет плюшевого мишки, библиотеки, которую начали собирать твои бабушка с дедушкой, кружки, которую подарили мальчишки из класса на 8 Марта, и еще сотни вещей, без которых можно обойтись, но они так греют душу.
В Грузии сейчас очень много групп поддержки релоцированным. Есть психологическая поддержка, есть вечера знакомств и даже встречи для обнимашек, чтобы не чувствовать себя ну чужбине одиноко. Сходила на один из таких тренингов. И вот какие советы получила: переезжать лучше с кем-то, это и экономически более целесообразно, и какая-никакая поддержка. Как показала практика, после переезда из России большинство связей обрывается. Люди живут в разных информационных полях, разные интересы. Те, кто остался, часто презрительно фыркают: «Только крысы бегут с тонущего корабля» — или что-то подобное. Во-вторых, нужно взять несколько дорогих для тебя вещей. Две-три любимые книги, пару новогодних игрушек, свою удобную подушку или плед. В этом случае лучше даже отказаться от каких-либо необходимых вещей. Куртку или кроссовки купить можно практически в любой стране, а вот свое психоэмоциональное состояние – нет.
И, в-третьих, нужно четко понимать, что ты выбираешь, ради чего жертвуешь. Можно остаться в России, жить в своей комфортной квартире, пить латте в любимом кафе за углом, а через пару месяцев отправиться на дачу и обрезать там розы. В таком случае выбираешь временный комфорт. Есть и другой вариант - предпочитаешь отсутствие комфорта при наличии свободы, когда можно свободно выражать свои мысли, не подбирать судорожно синоним слову «война», не включать каждые три минуты VPN. Можно даже вывесить на балконе или наклеить на стекло автомобиля плакат с поддержкой Украины, и тебе за это ничего не будет. Комфорт или свобода мыли. Выбор сложный. Но, оставаясь в России, можно лишиться и свободы, и комфорта. Чиновники не перестают с молниеносной скоростью писать новые репрессивные законы. А эксперты говорят, что независимо от дальнейших событий на Украине внутри России развяжется новый террор, чтобы предотвратить внутренний гражданский конфликт. При таком раскладе, казалось бы, выбор должен быть очевиден. Но принять это все, осознать, что вынужден бежать, и не по собственному желанию, все равно очень тяжело.