После отмены крепостного права, несмотря на возросшую конкуренцию, дефицит сырья и денежных средств, активность скупщиков, в населенных пунктах Курской губернии продолжали развиваться народные художественные промыслы, а некоторым кустарям удавалось создавать изделия, имеющие художественную ценность. Лучше других в курском крае после 1861 года были развиты такие промыслы, как изготовление ковров, ткачество, вышивка, художественная обработка дерева, плетение кружев и изготовление керамики.



В слободе Алексеевке, которая тогда входила в состав Бирюченского уезда Курской губернии, были на высоком уровне развиты живописно-резной и позолотный промыслы. Мастера Алексеевки занимались изготовление иконостасов и их росписью. Работы местных мастеров приобретались не только местными церквями, но и значительным числом городских и сельских храмов соседней Воронежской губернии.



В слободе Борисовке Грайворонского уезда, который также в то время входил в состав Курской губернии, была развита иконопись. Иконы, изготовленные в Борисовке, имели сбыт не только на курской земле, но и активно вывозились на российский юг. Для того чтобы местный промысел развивался, при мастерской была открыта школа иконописи, в которой обучалось около 20 учеников. Из других мест Курской губернии, где была развита иконопись, стоит назвать слободу Шустово Льговского уезда, а также слободы Тамаровка и Супруновка Белгородского уезда. Благодаря наличию таких развитых центров иконописи Курская губерния вместе с Владимирской были центрами российской иконописи рубежа XIX — XX веков. Каждая икона исполнялась одним мастером от самого начала до завершения на липовых, ольховых или сосновых досках. Иконопись была семейным ремеслом и очень прибыльным делом. Семья, занимающая писанием икон, в год в среднем изготавливала около 3 тыс. икон, а семейный годовой заработок доходил до 200 тыс. руб.

Положительное воздействие на сохранение и развитие народных промыслов оказывало появление мастерских и школ. Так, помимо названной школы иконописи в Грайворонском уезде, в Суджанском уезде функционировали ковровая, сапожная и корзиночная мастерские, которые открывались и работали при значительной поддержке земств, в Старооскольском и Новооскольском уездах работала сапожная мастерская.



Таким образом, в Курской губернии в пореформенный период были мастера всех основных видов крестьянского кустарного производства, хотя число кустарей, безусловно, было меньше чем в регионах, относящихся к промышленному центру Российской империи. Однако, несмотря на высокий художественный уровень изделий отдельных курских мастерских, в полной мере развитию народных ремесел мешали дефицит сырья, нехватка денег и высокий уровень конкуренции в основном из-за развития средней и крупной промышленности во второй половине XIX века. Как говорил известный исследователь народных промыслов рубежа позапрошлого и прошлого веков Езерский, «кустари способны достигать в своих произведениях не меньшего совершенства, чем другие промышленники; среди них заметно стремление идти вперед, вводить новые образцы и приемы, но они поставлены в такие неблагоприятные условия, которые не дают им развить свои способности и применить их к делу».

Оригинал