Недавно знакомый из Санкт-Петербурга приехал в командировку в наш регион. Мы встретились с ним за чашечкой кофе. Снобизм, высокомерие, отсутствие знаний о современных реалиях провинций – вот как могу охарактеризовать приятеля.

Он приехал настраивать оборудование на новом предприятии. Очень удивился, почему не знаю, что это за компания. Ведь если в городе проживает меньше миллиона человек, то это деревня, в которой открытие нового производства со штатом в 20 человек должно быть мегасобытием года. Тем более что там будут платить хорошую зарплату – аж до 40 тыс. руб.

- А ты считаешь 40 тысяч хорошей зарплатой? - удивилась я.

- А что нет? У вас вон проезд меньше 30 рублей стоит, - прокомментировал знакомый.

- Ну да. Только метро у нас нет, общественный транспорт ходит кое-как, поэтому приходится регулярно брать такси. А ты на море в этом году сколько раз был?

- Раз восемь, наверное.

- А я последний раз шесть лет назад, потому что 40 тысяч рублей не факт, что на билеты хватит. А в Питере и вовсе ни разу не была. Для меня это дорого. Коммуналка у нас не дешевле, чем у вас. А чем дальше на восток – тем она дороже. А вот одежда, стройматериалы, мебель –  у нас намного дороже будет, - выпалила я.

Знакомый не знал, что ответить. Решил перевести тему разговора:

- А у вас много народа мобилизовали? У меня из знакомых никого.

- Призвали много кого. Моих знакомых миновало. Но вот мужей одноклассниц, одногруппниц, соседей и прочих – забрали.

- Я считаю, что это правильно, что мобилизовали преимущественно провинцию! - продолжил знакомый.

Я аж поперхнулась.

- Это почему это? – недоумевала я.

- Смотри, в Москве и Санкт-Петерубурге живут в основном люди целеустремленные, образованные, с хорошим генетическим кодом. Было бы большой глупостью отправлять нас в качестве мяса.

Большой глупостью была идея попить с ним кофе. Часто читала в последнее время посты о том, что некоторые регионы хотят суверенитета: Бурятия, Якутия, Тыва, Калмыкия и другие. Представители Сахи, например, вспоминают, как припеваючи жили при Горбачёве. Тогда их регион был донором, поскольку самостоятельно распоряжались доходами от продажи золота и алмазов. А вот после прихода к власти Путина Якутия стала дотационным регионом, несмотря на природные богатства. Глава республики А. Николаев недавно отчитался в Москве: с января по октябрь 2022 года в Якутии по сравнению с аналогичным периодом 2021 года на 8,5% выросла добыча нефти, на 22,9% каменного и бурого угля, на 26,7% природного газа, газового конденсата - на 12,1%, алмазов - на 11,8% и золота - на 2,3%. В этом году только одна из компаний добыла более 3,8 млн карат алмазов и более 190 кг драгоценных металлов! Но при этом в Саху возвращается только 10% от прибыли. Этих денег катастрофически не хватает, даже мост, который обещают построить лет 20, не могут начать возводить.

Вопросы сложных отношений Москвы и регионы не новы. Например, в 1882 году этнограф и путешественник Николай Ядринцев опубликовал труд «Сибирь как колония», где говорил, что отношения между центральной частью страны с Сибирью складываются по принципу «метрополия - колония»: центр выкачивает ресурсы из подконтрольных земель, где в то же время искусственно ограничиваются возможности для развития. Сибирь, по мнению Ядринцева, имеет возможности в будущем приобрести «мировое значение». Сибири, с одной стороны примыкающей к Европе, с другой - соприкасающейся с народами Азии, самой историей предназначено быть связующим звеном между двумя континентами, играть посредническую миссию, культурную и политическую. Но, как писал великий путешественник, все будет зависеть от того, насколько русское население сумеет обеспечить «гражданское развитие» Сибири, реализовать ее богатейшие возможности.

За полтора века с момента написания этих строк фактически ничего не изменилось. Может быть, и правда, хорошо бы Москву и Питер отсоединить от остальной России и пусть живут как знают и воюют с кем хотят? Тогда наконец-то Россия будет развитой страной и приобретет «мировое значение».

 
 
 

На фото — угольный разрез. «Центр выкачивает ресурсы из подконтрольных земель», оставляя после себя пустые карьеры и проблемы с экологией.