Большую ажитацию вызвало принятие в ноябре и вступление в силу сегодня приказа ФСБ №547 «Об утверждении Перечня сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации».
Нужны некоторые пояснения и прохладный компресс на горячие головы
1. Приказ 547 приходит на смену приказу 379, принятому в сентябре 2021 года. Основание замены — вступление в силу с 1 декабря 2022 года ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Сам же перечень сведений действует уже год.
2. Перечень сведений был введен ФСБ, потому что 30 декабря 2020 года были внесены изменения в законы об иностранных агентах. В частности, в статье 2.1 ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» появился новый вид иностранных агентов — физическое лицо, которое занимается политической деятельностью в интересах иностранных государств либо собирает разные военные сведения, включенные в Перечень.
3. Первые физлица-иноагенты появились в апреле этого года. На данный момент в списке 62 фамилии (включая известных людей). Никто из них не был признан иностранным агентом за сбор информации из перечня ФСБ. Все, по мнению Минюста, осуществляют политическую деятельность в интересах Украины (а кое-кто в дополнение к ней — Израиля, США и Германии).
4. Сбор сведений из Перечня без предварительной самостоятельной регистрации в качестве иноагента почти гарантирует уголовную ответственность по части 3 статьи 330.1 УК. Преступлением признается неисполнение обязанности по представлению в уполномоченный орган заявления (уведомления) о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, совершенное лицом, осуществляющим на территории РФ в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан, лиц без гражданства целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые при их получении указанными субъектами могут быть использованы против безопасности РФ.
5. Таких уголовных дел не было, нет информации даже о доследственных проверках по части 3 статьи 330.1 УК. Статья отнесена к подследственности СКР. На данный момент не возбуждено ни одного уголовного дела в связи со статусом или деятельностью иностранного агента.
6. С 1 декабря Перечень дополнен следующим (дополнены 3 из 60 пунктов и изменен 1):
- сведения о перевозках, маршрутах транспортировки военнослужащих и военной техники;
- сведения о строящихся военных объектах;
- сведения о местах хранения оружия у производителей до отправки в войска;
- в 19-й пункт об обеспечении безопасности высших должностных лиц добавлено послабление: «за исключением случаев, предусмотренных обязательствами РФ в связи с участием в международных договорах и соглашениях либо исполнением должностных обязанностей сотрудниками органа, уполномоченного в сфере международных отношений».
7. Дополнения в Перечень, очевидно, продиктованы идущими военными действиями.
8. В распоряжении ФСБ есть широкий арсенал способов реагирования на людей, занимающихся сбором чувствительной (по ее мнению) информации, — от уголовного преследования за госизмену до предостережений и профилактических бесед со спецназом, лежа лицом в пол.
Повторю, до настоящего времени неизвестно ни одного случая применения самого Перечня. Это, конечно, не означает, что так и будет продолжаться.
Однако опасения и тревожность, что ФСБ с сегодняшнего дня начнет пачками включать людей в реестр иноагентов лишь за то, что они что-то пишут про СВО, есть необоснованный алармизм.