Я работаю в организации, где регулярно пересекаюсь с людьми разных возрастов. Преимущественно женщинами разных возрастов, со мной работает много дам предпенсионного и уже пенсионного возраста. Это уважаемые матроны в вязаных кардиганах, которые по старинке записывают рабочие моменты в пухлые тетради, а потом медленно перебивают данные в компьютеры, летом проводят время на дачах, а вечерами смотрят телевизор. Практически все с самого 24 февраля поддерживали войну в Украине, а я наблюдала, как постепенно уровень поддержки падал. Летом всем постепенно просто это надоедало, в сентябре случился еще более знаковый обвал вместе с мобилизацией, но сегодня за очередным чаепитием я увидела гнев, какого еще не наблюдала.
Люди посмотрели встречу президента с матерями военнослужащих и вместо ожидаемого эффекта, который, видимо, от этой встречи предполагался, воплотили эффект ровно обратный. Больше всего людей взбесила позиция «все умирают»: по крайней мере я зашла на кухню ровно в этот момент, и обсуждение было крайне бурным. Ну и что, что все умирают, говорят, что ж теперь, раньше срока в гроб ложиться. Умирают, умирают, на ковид вон чуть не умерли, может, поживем наконец? Как можно вообще с целью умереть, с целью только жить можно, да и вообще, что это он судит людей, которые в мирной жизни умирают, ну вон жил у нас электрик, ну пил, ну помер от водки (он в сентябре умер), но что теперь, плохой мужик был? Хороший мужик, царствие ему небесное.
Короче, матери, пусть и не военнослужащих, мои коллеги, хоть войну формально и поддерживали, не дурочки и своих мужчин попрятали на период мобилизации, только у кого-то племянники да всякие дети подруг куда-то сорвались и ушли, - так вот, матери президентом недовольны. А матери — это сила. Если я правильно понимаю, женщины среднепенсионного возраста — это и есть основной путинский электорат, и они стремительно разочаровались.
Все их претензии я понимаю и глубоко разделяю, разумеется, для меня было удивительно услышать эти тезисы именно из их уст, потому что это довольно нетипично. Люди такого возраста привыкли со многими вещами просто по привычке соглашаться из позиции «как бы чего не вышло». Я уже давно заметила тот факт, что никакой особо интенсивной поддержки власти они в принципе не транслируют, ну разве что ленточку георгиевскую по привычке носят, а если надо, могут и в зюзю сложить, им не жалко. Они готовы сонно кивать телевизору и повторять его тезисы, но что им совершенно точно не нужно, так это умирать за это.
В России действительно, мягко говоря, хватает причин для преждевременной смерти. Сосулька упадет, машина собьет, ковид опять же этот, кстати, фактор немаловажный, потому что лишний раз познакомил людей со смертью, которая прошлась прямо у порога. Почти у каждого на расстоянии одного рукопожатия есть кто-то, кто ковид не пережил. Травма ковид вообще очень сильно недооценивается, но все ведь кого-то похоронили. У меня в семье все, слава богу, живы, но у ближайшей подруги умерла мама. Люди немного от этого подустали и лишний раз полюбили жизнь.
И сейчас им предлагают отправлять еще больше людей на смерть, позиционируя ее как какую-то смерть особую, с целью и задумкой, но, во-первых, у смерти вообще не бывает цели, а во-вторых, даже декларативные цели звучат так себе.
С телеэкрана людям сказали: вы все равно сдохнете, давайте ради нас. Не знаю, чем там думают маркетологи и политинженеры в Кремле, но настроений людей они явно не осознали. Люди не хотят умирать. Это вообще естественное состояние человека, смерть — это трагедия. Рисовать из нее статистическую норму с флером рационализма - плохая идея.