Интересный механизм получения дополнительного финансирования из бюджета реализовали сотрудники Лешуконской межпоселенческой библиотеки. Пользуясь пробелами в законодательстве и поддержкой местных депутатов от парламентских партий, они зарегистрировали ТОС и «неожиданно» победили в целевом конкурсе с проектом новой вывески ¯\_(ツ)_/¯
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) – это самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Иными словами, ТОС – это люди, уставшие ждать от власти различного уровня решения насущных проблем и самостоятельно организовавшиеся по месту жительства для их решения. Ежегодно бюджеты всех уровней выделяют деньги на «поддержку» ТОС, которые распределяются на конкурсной основе. Кому и сколько выделить – решают, конечно же, чиновники. И, кажется, преимущество ТОС, возглавляемого директором муниципального учреждения и состоящего из его подчиненных, в таком «конкурсе» очевидно.
Ну тут, что называется, вопрос приоритетов. Пока одни инициативные жители создают ТОС для решения действительно жизненно важных проблем, таких как укрепление фундамента дома, ремонт дворовых проездов, крыш, обустройство игровых и спортивных площадок, другие, получая бюджетное финансирование на свою деятельность, меняют вывеску и планируют благоустроить прилегающую территорию, по всей видимости посчитав это главной проблемой на селе. Кто-то может вспомнить о том, что финансирование бюджетных учреждений в регионе не первый десяток лет покрывает только необходимые расходы. Мы же напомним о том, что на людей и их проблемы, особенно – в северной глубинке, денег зачастую расходуется существенно меньше, чем на бюджетные учреждения, а ТОС – это хоть какое-то софинансирование решения проблем, которые обычные северяне и так нередко вынуждены решать самостоятельно.
Впрочем, напрямую законодательством не запрещено директорам библиотек возглавлять ТОС. Однако есть в законе ряд требований, которые, на наш взгляд, были просто проигнорированы чиновниками и при регистрации библиотечного ТОС «Активист», и при выделении ему денег. К примеру, согласно статье 27 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» ТОС организуется по месту жительства граждан, осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, которые считаются правомочными, если в них принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших возраста 16 лет. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, и на иных территориях проживания граждан. ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного самоуправления. При этом принятие этого самого устава ТОС относится к исключительной компетенции общего собрания или конференции граждан.
Вот только при регистрации устава ТОС «Активист» уполномоченный орган МСУ почему-то проигнорировал следующие нюансы: территорией ТОС установлено все село Лешуконское, а решение об этом, как и решение об утверждении зарегистрированного впоследствии устава ТОС, приняло только девять (девять, Карл!) человек. И это даже не треть населения села, в котором, по данным на начало года, проживало более 3,5 тыс. человек. Исходя из требований закона, на собрание пришлось бы собрать не менее 1 тыс. лешуконцев, но к чему такие сложности в Лешуконском?! Тем более когда на библиотечном «междусобойчике», по итогам которого зарегистрировали ТОС «Активист», присутствовали ведущий специалист отдела культуры и искусства районной администрации и ИО главы МО «Лешуконское». Свое «выступление» на собрании специалист посвятила «конкурсу» проектов, в котором «имеется возможность <…> получить бюджетные средства» для решения единственной волновавшей работников библиотеки проблемы – благоустройство территории учреждения.
Не смутил чиновников и тот факт, что библиотека – не жилой дом и никто из участников ТОС не проживает ни в ней, ни на прилегающей к ней территории. Очевидно, что такая большая территория ТОС, охватывающая все село, была согласована при регистрации, чтобы обойти требование о проживании на территории ТОС работников библиотеки, живущих не в одном подъезде или доме и даже не на одной улице, а в разных частях села Лешуконского. Таким образом, девять человек решили, что остальные жители (более 3,5 тыс. лешуконцев) живут на территории ТОС «Активист» и из всех проблем у них – только неблагоустроенная территория библиотеки.
Вместе с тем не совсем понятен правовой статус уже созданных в «границах» ТОС «Активист» других ТОС, а на территории Лешуконского их уже было зарегистрировано не менее десятка. Как один и тот же человек может быть участником разных ТОС? К примеру, положение о территориальном общественном самоуправлении в МО «Город Архангельск», как и принимаемые для регулирования деятельности ТОС муниципальные правовые акты в других МО региона и других субъектах РФ, категорически запрещают образование разных ТОС в пределах одних и тех же границ, пересечение границ ТОС, а также безапелляционно исключают территории, закрепленные за учреждениями, предприятиями и организациями, из состава территории, на которой действует территориальное общественное самоуправление. Исключают и запрещают… ага, но не в Лешуконском.
Таким образом, исходя из единой практики реализации законодательных положений о ТОС, практически повсеместно приняты муниципальные правовые акты, благодаря которым «махинации» с выделением из бюджета денег, предназначенных для поддержки активных и инициативных жителей, на нужды муниципальных учреждений, попросту невозможны. Однако имеется подозрение, что ТОС «Активист» не единственный в своем роде. Информация о ТОС, как и муниципальные правовые акты, регулирующие их деятельность (в том числе – порядок создания, проведение конкурсов и проч.), должны быть выложены в открытый доступ. Но администрация Лешуконского района (а с недавних пор – округа), пожалуй, одна из самых закрытых, непубличных и – то ли ленивых, то ли откровенно скрывающих результаты своей деятельности от широкой общественности, администраций региона. Вот и сейчас соответствующий блок на сайте администрации девственно чист, а правительственный интернет-портал ТОС АО противоречит главе Мартынову, утверждая, что на территории всей Лешуконии только четыре ТОС, а не почти шесть десятков, как он утверждает в своих документах.
Тем временем на поддержку проектов ТОС в Лешуконском районе в 2022 году было выделено почти 1,5 млн руб. Кому и на что в действительности пошли эти деньги? И сколько еще таких «активистов» по области? Очередное подтверждение, что внутренней политики в регионе нет…