Они часами трясутся в автобусе с надписью "Дети" по разбитым дорогам и с риском для жизни переправляются через холодную широкую Водлу, чтобы получить гарантированные законом знания. Учащиеся из поселка Стеклянное – от первоклашек до старшеклассников – обречены властью и надзорными органами, как говорят родители, на пытки холодом, голодом, небезопасными переездами… Уполномоченный по правам ребенка Сараев молчит, готовится к переназначению на новый срок.

История эта началась в 2020 году, когда власть тайком от родителей учащихся Шальской средней школы решила провести ее оптимизацию, превратив из средней в девятилетку. Да так, чтобы перенаправить как можно больше детей на занятия в Пудож, за 30 с лишним километров. Туда же в ту пору перебралась бывшая директор шальской школы Лисина. Чудесным образом она и возглавила самую крупную в городе среднюю школу №3, откуда до этого со скандалом (коллектив, родители и дети протестовали) уволили любимого всеми директора Вшивкову.

Родители даже подали в суд из-за нарушения прав детей на получение знаний в шаговой доступности, и районный прокурор сначала был на их стороне, но власть упорно гнула свою линию, и, ограничившись вынесением представления в адрес Пудожской районной администрации, надзорный орган сдулся. Наш паблик рассказывал о том, как развивались события, в статье «Мы научим вас родину ненавидеть…».

В результате этих пертурбаций больше всех пострадали дети поселка Стеклянное, который территориально является частью Шальского и расположен на противоположном берегу реки Водлы. Когда в Стеклянном оптимизировали школу, для перевозки детей местным поселением был приобретен катер, за ним закрепили специально обученного судоводителя, и детей исправно утром и вечером перевозили через реку в школу и обратно. А вместе с ними переправлялись живущие в Стеклянном педагоги, да и другим желающим попасть в Шалу по делам место находилось.

 
 
 

Было ли это умыслом оптимизаторов, или обстоятельства сложились роковым образом, но с началом прошлого учебного года переправлять детей в школу оказалось не на чем. «…1 сентября 2021 года катер так и остался стоять на приколе, – сообщал мы в публикации «Нам бы катер…». – 15 детей и педагоги добирались на линейку на частных катерах и лодках. Родители задолго до начала учебного года требовали у власти решить вопрос перевоза, однако человека с правами вождения катера на приличную для этих мест зарплату в 30 тысяч рублей найти не удалось. Об этом рассказал нашему паблику Александр Шарапов, бывший уполномоченный по правам человека в Карелии, проживающий сейчас в Пудоже».

Директор пудожской школы №3 Лисина тогда была увлечена предвыборной кампанией, поскольку являлась кандидатом в депутаты Заксобрания Карелии от партии «ЕР». О проблеме детей из Стеклянного она молчала, рассказывая на своей странице в соцсети «ВКонтакте» о том, что президент поручил провести обсуждение Народной программы партии "Единая Россия". «Сбор предложений в программу имел всероссийский масштаб. Жители Пудожского района также приняли активное участие в онлайн- и офлайн-форматах…» А в комментариях жители Стеклянного пишут: «Нам бы катер, в школу хотим…», «Вот и решите проблему, если не слабо! А то детям как ездить в школу?», «Наталия Александровна! 1 сентября детям п. Стеклянное как в школу попадать? Подскажите…». Ответ Лисиной: «Поиск водителя осуществляется не только директором шальской школы. Подвоз организуют». Это было 25 августа…

29 октября, когда Лисина уже восседала в ЗС Карелии, ее коллега по парламенту Эмилия Слабунова, поддержавшая жителей Стеклянного, разместила пост такого содержания: «Завершается первая четверть учебного года, а школьники поселка Стеклянное Пудожского района так и не дождались переправы через реку Водлу, чтобы нормально учиться в школе п. Шальского. Бравурные правительственные видеосюжеты о найденном судоводителе, прошедшем обучение и готовом к перевозке детей, не нашли воплощения в реальности. В ответе прокуратуры РК на мой запрос в середине октября сообщалось, что он заболел коронавирусом, но и после этого не появился в поселке. Дети находятся фактически на самообучении, о качестве которого говорить не приходится».

По словам депутата, предложение местных и республиканских властей отправлять детей на обучение в пудожскую школу №3 не нашло у многих родителей должного отклика, так как дорога в плохом состоянии и, по их мнению, является просто опасной для перевозки детей. У тех школьников, которые ездят в Пудож, путь к знаниям, да еще и небезопасный, забирает целый час в одну сторону. Кроме того, родителей беспокоит то, что дети выезжают из Стеклянного в 07:40 (из дома выходят в 07:20), возвращаются в 16:10 (домой попадают в 16:30). За все это время у детей только один школьный завтрак около 10:00, качество которого вызывает много нареканий у родителей. Беспокоит родителей и то, что до отправки автобуса из школы школьники среднего звена в ожидании окончания уроков старшеклассников предоставлены сами себе, слоняются по улице, мерзнут и заболевают.

– «Десятилетие детства» у нас на дворе, а элементарное конституционное право детей на доступное и качественное обучение в безопасных условиях не обеспечивается. Не об излишествах речь, о базовых для XXI века правах, — комментировала Эмилия Слабунова происходящее.

Новое обращение депутата в прокуратуру РК с просьбой обеспечить конституционное право юных граждан великой державы и поставить вопрос об устройстве полноценной переправы между населенными пунктами Шальского сельского поселения ни к какому результату не привело.

Наступил новый учебный год, но в Стеклянном время словно остановилось. Катер от бесхозности прохудился и, как говорят местные жители, уже подтоплен. Школьники, которые остались учиться в Шале, на попутных лодках переплавляются на другой берег, а в период ледостава будут учиться на удаленке. Перешедших в школу №3 старшеклассников возят в Пудож за 37 км, а учащихся начальной школы – в Бочилово, за 17. Дорога разбита, и школьный автобус — далеко не правительственная иномарка. К слову, в Стеклянном давно не видели ни одного правительственного чиновника.

В соцсетях Пудожского района не утихает возмущение действиями власти – региональной и районной. «Что мешает приобрести судно на воздушной подушке и тем самым обеспечить подвоз детей и взрослых с одного берега Водлы на другой?» – спрашивают активисты. Ответ на поверхности – отсутствие средств. Но почему тогда здание бывшего профтехучилища было недавно продано всего за 7 млн руб., хотя его официальная стоимость в три раза дороже? Продай его по более высокой цене, может, хватило бы и на судно для Стеклянного? Другой вариант – пустить шапку по кругу, ведь собрали же за короткий срок почти 100 млн для мобилизованных. А тут дети страдают…

Да что там, «чужих» детей не жалко. Пусть "Десятилетие детства в России" поскорей закончится, а то как-то неловко за президента, его объявившего.

Оригинал