Сегодня посетили распиаренный музей современного искусства "Эрарта". Скажу сразу: если некоторые произведения в духе реализма крайне понравились, то большинство картин не зашли. И с художественной стороны, и с точки зрения современности, актуальности и свежести смыслов.
Но более всего бесит то, что зрителю подсовывают банальную низкопробную пропаганду, стыдясь при этом называть ее своим именем. Какая пропаганда? Это мнение творца! Но это, конечно, чушь. Любое высказывание о чем-либо общественном не может существовать вне личности автора, исторического контекста, точки зрения и целей, которые сподвигли художника сделать что-либо.
Вот на одном из этажей появляется инсталляция "Старший брат" Юлия Рыбакова (того самого, который «Вы распинаете свободу, но душа человека не знает оков»). Но внимания стоит даже не сам объект, а подпись рядом с ним. На информационном стенде со ссылкой на "Архипелаг ГУЛАГ" Солженицына (здесь место для тяжелого вздоха адекватных людей) рассказывается о том, как страшно советское государство. Цитата: «В 1918 году известный чекист Мартын Лацис написал в инструкции для сотрудников НКВД: „Мы не ведем войны против отдельных лиц. Не ищите на следствии материалов и доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против Советов. Первый вопрос, который вы должны ему предложить, - к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, воспитания, образования и профессии. Эти вопросы и должны определить судьбу обвиняемого. В этом – смысл и сущность красного террора“ (А. И. Солженицын, „Архипелаг ГУЛАГ“, том 1, глава 2)». Цитата не совсем верная. У господина Солженицына речь шла о некоей "инструкции по красному террору" (так и хочется добавить "для чайников").
Мало того, что не было никакой специальной «инструкции», был текст в журнале. Главная проблема в том, что и объект (пистолет, направленный на беззащитное яйцо), и информационный стенд критикуют не действия конкретного Лациса, а в целом «тоталитарную» советскую систему. Понятно, что творец и кураторы свою задачу выполнили. А мы, пожалуй, в состоянии открыть источники и посмотреть, что же реально говорили руководители советского государства насчет подобного рода измышлений. Итак, Владимир Ленин, «Маленькая картинка для выяснения больших вопросов». ПСС, том 37, все дела. Читаем: «Вовсе не обязательно договариваться до таких нелепостей… которую [товарищ Лацис] написал на стр. 2 в №1 своего журнала: „Не ищите [?!] в деле обвинительных улик о том, восстал ли он против Совета оружием или словом“».
Итак, что мы имеем? Для того чтобы показать «кровавость» советской системы, приводится цитата, которую руководители той самой системы называли нелепостью. Но даже помимо этого очевидного подлога возникает еще ряд вопросов. А что насчет белого террора? Он творцов не интересует? Знаменитые цитаты из Оруэлла применимы только в одну сторону, стрелочка не поворачивается
И ведь это лишь пара мыслей, посвященных лишь одному экспонату.
Я выступаю за свободу творчества, против репрессивного давления. Но я категорически против подтасовок. Особенно если это касается ряда болезненных вопросов истории, как, например, нарушения социалистической законности в конце 30-х годов. Увы, но подобные экспонаты едва ли способствуют серьезному разговору о тех событиях.