Накануне была на новом кладбище, погребенья здесь начались в 2018 году. Сегодня это, естественно, уже целый город. Больше получаса искала могилу друга, с которым простились год назад, – не нашла. Я помнила точно, что его похоронили в последнем ряду перед пустырем, но, оказалось, это теперь не последний ряд. Еще больше удивилась, когда выходила с кладбища. Самая первая аллея – почетные граждане региона. Сразу за ней – аллея военной доблести. Раньше там было всего несколько могил: пара перезахоронений героев Великой Отечественной и несколько участников военных компаний в Афганистане и Чечне. Сегодня же это аллея почти полностью заполнена. Это несколько десятков могил. На многих уже стоят стелы с фотографиями молодых мужчин в форме, хотя захоронениям нет и полугода. Но в основном пока свежие могилы с крестами, венками от Минобороны и еще пока живые цветы.
При этом получить место здесь, мягко говоря, проблематично. Родственникам нужно еще доказать, что погибший достоин этого места. Например, посмертно награжден орденом за то, что ценой своей жизни спас несколько десятков, а лучше сотен, жизней. Таких достойных – капля в моря, но уже целая аллея. И это только одно кладбище в одном городе! А сколько их по региону? А по стране?
Такие аллеи есть, пожалуй, в каждом городе. Благодаря в том числе им журналисты подсчитывают реальное количество погибших на Украине. Например, отдельный участок для захоронений военнослужащих выделен и на кладбище Краснодара в районе хутора Копанского. Русская служба Би-би-си изучила эти захоронения: там по меньшей мере 11 офицеров, которые, скорее всего, погибли в Украине. Им было от 19 до 37 лет, на крестах установлены фотографии в военной форме, рядом лежат венки от Минобороны России. Примечательно, что ни одно из 11 имен этих погибших не называлось публично.
В Ростове-на-Дону в секторе Мужества на Аллее Героев Северного кладбища журналисты насчитали 22 могилы военнослужащих, предположительно погибших на Украине. Самому старшему из них – 40 лет. При этом с февраля месяца администрация Ростова ни разу не опубликовала сообщения о похоронах военнослужащих или соболезнования семьям.
Только за октябрь на военной аллее кладбища в Медведевке в Калининградской области появился целый ряд новых могил. Из 29 свежих захоронений солдат имена 11 человек не назывались публично. На кладбище в Уссурийске тоже появились дополнительные ряды с могилами военных. Об 11 из 16 захороненных военных также умолчали в официальных сводках и в публикациях в соцсетях.
«Всего с начала войны нам удалось изучить захоронения на более чем 60 кладбищах в населенных пунктах от Калининграда до Владивостока. Практически на каждом из них мы обнаруживаем не только захоронения тех, о чьей гибели сообщалось публично, но и примерно столько же (а иногда и больше) надгробий солдат и офицеров, о смерти которых не сообщали ни власти, ни местные журналисты, ни родственники в соцсетях», - пишут журналисты Би-би-Си.
А сколько человек похоронили где-то на деревенских кладбищах или в одной оградке с родственниками без всяких «почестей» и военной атрибутики, потому что единственное, что он успел сделать, – добраться до Белоруссии и выехать оттуда в Киевском направлении, но по дороге был взорван? А сколько грузов 200 еще не пришли? А сколько тел было кремировано?
Не знаю, как сейчас, но раньше в Москве проводились экскурсии по кладбищам. Мне кажется, сейчас такие экскурсии надо проводить по всем городам и селам. Прежде всего за тех, кто клеил на машине наклейки «Можем повторить», и тех, кто в комментариях призывает расправиться над жителями соседней страны. Чтобы абстрактная война для них перестала быть абстрактной. Чтобы они прошлись между свежих могил своих сверстников, посмотрели на слезы молодых вдов, детей и пожилых родителей, которые на похоронах цепляются за гроб и не дают опустить его в землю. Может быть, увидев количество могил, пережив сильные эмоции, оказавшись случайно на похоронах очередного солдата, они пересмотрели бы свои взгляды на происходящее сейчас на Украине.