Как и у многих в России, у меня есть родственники на Украине. Точнее, теперь в США. Уже несколько месяцев они, как беженцы, живут во Флориде. Недавно родственники мне скинули фотографии их дома в Докучаевске, улицы, где мы гуляли в детстве, и другие памятным нам места. Фразеологизмом «как Мамай прошел» в этом случае не отделаться. Увиденное – не поддается описанию. И вот родственники спрашивают меня: зачем, зачем портить то, что не смогли унести; то, что не представляет никакой военной угрозы; то, что является культурным наследием? Мне нечего было сказать.
На следующий день поехала по делам мимо частного сектора. В этом районе дома расселяют уже почти год. И удивительное для России дело: на это есть деньги и их готовы дать прямо сейчас. При этом взамен бараков дают суммы, на которые реально купить квартиры: не премиум-класса, но и не студию в 20 квадратов. Некоторые все еще ищут подходящее жилье, другие ждут, что вот-вот сдастся новый дом, третий судятся в надежде получить еще больше денег. Процесс затягивается. Но есть и те, кто уже переехал. При этом сами хозяева вынесли все: заборы, профлист с крыши, какие-то балки, арки, кирпичи, даже деревянные полы. В итоге стоят, как в детской загадке, горницы без окон и дверей.
Так, как на этом месте планируется комплексная застройка, то сносить все эти бараки будут разом. С такими темпами переселения произойдет это в лучшем случае через год. Если федеральные проекты к тому моменту будут еще действующими и будет финансирование. А пока люди ежедневно проходят на работу, в школу, в магазин мимо этих опустошенных помещений, ничем не огороженные и неприкрытые. Когда на днях был сильный ветер, то из окон вылетали целые куски штукатурки. Бездомные собаки и бомжи тем временем находят здесь приют.
Я очень сомневаюсь, что все эти покосившиеся окна или б/у плитка действительно кому-то пригодились, например, на даче или их удалось продать на «Авито». Скорее, люди действовали по принципу «Так не доставайся же ты никому». И мало кто из этих переселенцев думал даже не об эстетике города, а хотя бы о безопасности своих соседей, с которыми бок о бок в прямом смысле прожило всю жизнь. Большинство руководствовалось только своими эмоциями: их выгнали из домов, в которых прожило несколько поколений их семьи, — значит, нужно разрушить.
Это как маленькие дети в песочнице. Построит кто-то замок или башню, обязательно тут же прибежит другой и разрушит. Просто последнего родители не научили создавать и созидать, коммуницировать, работать в команде. А ребенок не может попросить научить его этому просто потому, что он не знает, что бывает по-другому: что можно построить целый песочный город и играть в нем, что необязательно использовать силу, чтобы на тебя обратили внимание. Вот и остается разрушать.
Поэтому нам всем срочно нужно заняться своим воспитанием! И тратить миллиарды не на оборонку, а на восстановление клубов в деревнях, на создание культурных комьюнити, на программы типа «Открытый мир». Не может человек ценить прекрасное, если сам он его никогда не видел и не пытался сотворить.