Одним из самых странных разговоров в моей жизни когда-то оказался диалог с моей бабушкой, которая не знала о том, что была Советско-финская война. Ладно, допустим, современные молодые люди тоже могут о ней не знать: я, например, изучала этот вопрос отдельно и самостоятельно уже во взрослом возрасте, лет, наверное, в 20, а ни в школе, ни в университете она либо просто не упоминалась, либо ей уделялось настолько мало времени, что она просто проскальзывала мимо восприятия. Неудивительно, в сущности, это грандиозно позорный эпизод советской истории и, ну, скажем аккуратно, чтобы не дразнить ретивых охранителей памяти Великой Отечественной, некоторым образом повлияла на последующие события и ход этой самой Великой Отечественной, о чем могут много рассказать жители Карелии и ленинградские блокадники.

Да, тема неприятная. Она неприятна и в современной России и, скорее всего, тем более неприятной была в СССР. Я бы не удивилась, если бы о ней ничего не знали, например, мои родители. Но не бабушка. Потому что она - ветеран, труженица тыла. Для нее это ведь не дела минувших дней, предания старины глубокой, не страница в учебнике, это история ее жизни. Эта война началась и закончилась при ее сознательной жизни.

Она образованный человек, работница интеллектуального труда. Особо, скажем так, вовлеченной в политику, она, конечно, никогда не была, ни в юности, хотя какая уж там политика, ни уже в период перестройки. Страна вокруг интересовала ее мало, она занималась своими делами: не испытывала ни особой любви к Советскому Союзу, ни какой-то отдельной ненависти. Но все-таки, условно говоря, сегодня тоже есть миллионы людей, которым абсолютно до балды, что там творится в Украине, у них нет какой-то позиции, кроме «там без меня разберутся». Но невозможно о ней не знать.

Я уже не помню, с чего тогда начался разговор, о чем мы общались и как пришли к этой теме, но я показывала ей статьи в «Википедии», рассказывала о войне, о линии Маннергейма, о том, откуда взялись коктейли Молотова как идея.

Да, конечно, неудачи вообще любая страна предпочитает замалчивать. Вряд ли из каждого угла трубили о жертвах этой войны, да, естественно, врали и скрывали, но не скрывали же они всю войну-то. Ну была же, наверное, какая-то пропаганда по радио, в газетах, как-то вовлекали советских людей в эту авантюру. Понятное дело, что это не демократическая страна и там никому не нужно было получать народное одобрение действий, но как так вышло, что она просто выпала из поля зрения моей бабушки?

Может, было не до того? Может, знала и забыла? Ну, условно, в сравнении с той самой настоящей народной войной, которая затронула точно всех, на которой она потеряла близких, которая была просто катастрофой, ну что эта финская - где-то далеко, на тебя никак не влияет, не такое уж важное воспоминание.