Первый этап мобилизации постепенно завершается.
Напомню, пока нет указа президента о завершении частичной мобилизации, в любой момент Минобороны может спустить в регионы новые планы, и активные действия по призыву возобновятся.
Раздача повесток в регионах продолжается, подлежащих мобилизации отлавливают как на улицах, так и через работодателей.
Во многих случаях, когда подлежащие мобилизации заявили об альтернативой службе либо о наличии отсрочек, обратились за помощью к адвокатам, им удалось добиться решения о приостановлении или отмене мобилизации. Часто этому способствовала публичность. Судебная практика продолжает формироваться.
Правила мобилизации меняются на ходу, причем в основном негласными и неформальными указаниями. Это сильно усложняет правовое регулирование — военкомы, военные прокуратуры, судьи по-разному трактуют нормы, единообразие практики страдает. На этом фоне бурная законотворческая деятельность в сфере военной службы дополнительно усложняет ситуацию.
С 1 ноября начинается сокращенный осенний призыв на срочную службу. Военкоматы переключатся на молодых людей в возрасте от 18 до 27 лет.
Фокус внимания властей постепенно смещается на контингент уже мобилизованных. У них растет число жалоб на условия, отсутствие обучения, материального обеспечения.
Уже есть случаи отказов от участия в боевых действиях. Пошли первые уголовные дела о самовольном оставлении части, дезертирстве и неисполнении приказа.
На сборных пунктах и в войсковых частях происходят различные инциденты, случаи неуставных отношений, суицидов и шутинга.
Будет больше фактов ненадлежащего исполнения должностных обязанностей командирами, ненадлежащего оказания медпомощи больным и раненым.
По мере роста числа погибших и пострадавших чаще будут возникать проблемы с положенными выплатами.
Адвокаты во всех регионах активно наращивают компетенцию в военных делах. Различных дел, связанных в военнослужащими, будет становиться все больше.
Мы будем продолжать информировать и оказывать правовую помощь в разных ситуациях.