Сила гражданского общества не в больших институтах, а в связях между людьми, поэтому конференция ОБСЕ необходима для построения диалога между разными акторами Европы. Доступность и открытость, которую обеспечили польские организаторы, позволяет поверить, что у гражданского общества есть пространство для развития и сотрудничества, а у активистов есть площадка для того, чтобы использовать свой голос, что невероятно важно во время сокращения пространства для гражданского общества, которое из доклада в доклад отмечали участники.
В сентябре-октябре 2022 в Варшаве прошла конференция по человеческому измерению Бюро по демократическим институтам и правам человека (сокращенно это называют БДИПЧ, звучит очень забавно).
БДИПЧ обладает мандатом (то есть полномочиями, которые ему доверили) по оказанию помощи государствам-участникам ОБСЕ в их деятельности.
Особенно, деятельности направленной на то, чтобы «обеспечить полное уважение прав человека и основных свобод, действовать на основе законности, проводить в жизнь принципы демократии и... создавать, укреплять и защищать демократические институты, а также развивать принципы терпимого отношения в масштабах всего общества». (это прямая цитата из Хельсинкского документа 1992 года)
То есть ключевые сферы, которыми занимается БДИПЧ, - это
- права и свободы человека
- выборы
- демократия и демократические институты
- толерантность и недискриминация
- вопросы синти и рома
- и не только (в числе тем бюро также оказание помощи с пересмотром законодательства, укрепление потенциала правозащитников, противодействие торговле людьми, терроризму, содействие учету гендерных аспектов, организация ежегодных Совещаний ОБСЕ по рассмотрению выполнения обязательств, посвященных человеческому измерению и т.д.)
И бюро занимается этими вопросами, потому что "все государства-участники ОБСЕ согласились с тем, что прочная безопасность не может быть достигнута без уважения прав человека и в отсутствие действующих демократических институтов" (кстати, Россия тоже государство-участник ОБСЕ).
В этом году я побывал на конференции (пускай всего несколько дней, в течение которых на меня напал дикий непродуктивный кашель, но все же), и определенное мнение о ней составил. В первую очередь, она является такой площадкой для встречи правительственных организаций и гражданского общества. За одним столом сидят представители делегаций и неправительственных организаций. Во-вторых, это место для обмена опытом и информацией с коллегами и представителями других стран. На приеме в первый день я ужинал с директором Amnesty International Исландии и представительницей гражданской организации из США, на одной из нетворкинговых сессий познакомился с Ольгой Саломатовой, юристом и координаторкой Хельсинкского Фонда по Правам Человека. И наконец, это место, где государства-члены ОБСЕ отчитываются о состоянии прав человека и прочим темам друг перед другом, а слово есть у каждой зарегистрировавшейся организации. То есть это место для повышения видимости той или иной проблемы, которая угрожает гражданскому обществу.
Россия в этом году, к сожалению, преднамеренно заблокировала СРВЧИ при поддержке Беларуси, чтобы не оправдываться за все свои действия и не давать слово представителям общественных организаций. Тем не менее, польские организаторы продолжили