Я пять раз принималась писать эту рецензию, но… Все не то, все не так. 

Понимаете, есть эпос, легенды. Нет, не сказки - сказания. То, что в кровь твою влито предыдущими поколениями. То, что составляет и веру твою, и страхи твои.

"Сердце Пармы", оно про это.

И давайте сразу: тем, кто читал одноименный роман Алексея Иванова, нелегко придется в кинотеатре. Фильм отступает от первоисточника, и довольно вольно. Фильм - самостоятельная единица.

И это за последние полгода самая, пожалуй, стоящая премьера.

"Сердце Пармы" получилось удивительно многослойной историей. Мистическая линия, любовная, узнаваемые исторические повороты. Чуть глубже - идея о мирном сосуществовании всех религий, о правде и милосердии, о любви и мире. Том самом, Толстовском, который не "состояние без войны", а "общество".

И вот эта линия резонирует больнее всего.

Будто и не в кино вовсе. Будто и не XV век.

- Крови-то будет сколько пролито, боже мой.

- А ему что? Ему что кровь, что роса…

- Все равно нас победят. И это будет правильно. А я буду бороться до конца за свою маленькую правду.

***

- Людей не тронь. Они не виноваты.

- У меня не Крестовый поход, а дело государево.

- Так и говори: безбожное.

***

- А в чем моя вина? 

- Вина твоя одна - княжишь со мной в одно время.

***

Мысль твоя светлая. Да руки - одна в крови, а другая - в чужом кармане.

А как об этом говорить еще, если не языком эпоса? О том, что смерть - слишком великая цена для чего-либо. И о том, что мир есть любовь. 

Отдельное спасибо фильму за крепкие актерские работы, за бережное отношение к контексту (нет, не первоисточника, а времени).

Слишком внимательный зритель, без сомнения, заметит моменты, где легенда скатывается в лубок. Но это от того, что отечественному кинематографу все-таки не хватает размаха. Я где-то прямо ощущала влияние "Властелина колец". 

Но это вторично.

Знаете, что самое главное? 

"Сердце Пармы" - фильм про надежду и веру. Про свободу быть.

И это его самое главное достоинство.

Обязательно сходите.