Безвыходным мы называем положение, выход из которого нам не нравится.
Станислав Ежи Лец
Сегодня мы можем с радостью сообщить об этом. Смелость, как известно, города берет. Несмотря на многочисленные сложности в пути, связанные с погодой, отсутствие бытового комфорта, людьми, по-разному реагирующими на миролюбивые инициативы и разговоры, порой опасности быть убитой, она, можно сказать, довершила поход Александра Габышева, доказав миру, что и один смелый человек может донести правду до миллионов других. Но опасность быть задержанной в пути с таким бэкграундом и откровенностью, как у нашей героини, существовала постоянно, приходилось не раз применять творческие и непредсказуемые решения; это ее и спасало. Все это время Настя вела свой Telegram-канал «F20: Сквозь Мордор», который теперь хочет сделать открытым. Пример – это главное, что хотела показать Настя своим походом, вселив в души людей уверенность в справедливости, правде, самоотверженности, благородстве, чистоте помыслов. А главное, она хотела и приблизила мир на земле, поправ войну своими скромными движениями.
Выйдя в середине июля из пермского поселка Орел, Настя прошла дорогами России – «сквозь Мордор» – более 2500 км, не пользуясь транспортными средствами. Пальцев одной руки хватит для того, чтобы посчитать случаи, когда она принимала предложения местных – подвести ее до ближайшего жилья или хотя бы «навеса». Я призадумался, отчего же простая девчонка из Пермского края решилась на этот Поступок. Ведь с самого начала она обозначила цели четко и разъяснила антивоенную позицию через портал «Пермь-36.6». Я получил ответ не только от сензитивной и эмоциональной девушки, хорошо чувствующей чужую боль, как свою. Интересно, что в 2006 году завершился этап эксперимента по исследованию реакций людей на боль других. Процент мужчин, которые получали удовольствие от боли людей, которых они считали плохими, зафиксирован заметно большим, чем у женщин, а вывод о том, что женщины в общей массе не склонны радоваться несчастью других, признали обоснованным.
Кроме того, в общения Настя не скрывала свою небанальную историю и сообщила, что после замужества в 2012 году долго жила в Москве, прилично зарабатывала, доход семьи составлял несколько сотен тысяч рублей в месяц, однако брак распался. Испытав депрессию, была вынуждена подолгу работать за 150 руб. в день на малой родине, выполняя простые функции по уборке территории и колке дров. Так закалялся ее неженский характер.
Восприимчивость и логичность выводов Насти говорит сама за себя. «На Ржевском мемориале, трогательно открытом Путиным, предприимчивый парень предлагает за 200 руб. сделать „выстрел Победы“ из откопанного оружия да прикупить флаги „zа праvду“. А в сувенирной лавке малюсенького музея красуются магнитики со Сталиным и значки с Z-символикой. После памятной покупки можно перекусить в солдатской полевой кафешке. Удивительно, как в Аушвице до такого не додумались. Меня трясло. Я без конца бормотала: „Это повторится, все это повторится“. Потому что вместо ужаса, который человек обязан испытывать в таких местах, ему предлагают гордость и реваншизм». Как видим, в российском обществе полностью поменялись ориентиры. Диагноз надо установить тем, другим. И еще: «Чтобы понимать масштаб кладбища, которым является это направление Тверской области до самого Смоленска: человек, промышляющий здесь лесом, не помнит ни дня работы без костей. Их не эксгумируют, а просто бросают, забирая лишь оружие да каски на сувениры».
Говорить с Настей легко. Можно на любые темы. Она удивительно светлый и образованный человек с потрясающим чувством юмора. Как многие девчонки, любит сладкое, внимание и интересные рассказы. Умеет слушать и слышать. Ее личный опыт непрост, она откровенна. Четыре года назад после развода с мужем, которого любила (мне интересно – как и что люди говорят о бывших, а за долгую беседу я не услышал ни слова упрека), полюбила девушку Александру из Москвы. Отношения с Сашей, у которой, кстати, был высокий общественный статус, продолжались несколько лет, «это было счастливое время», но Саша трагически погибла за несколько дней до 23 сентября 2020 года - даты запланированной в Испании свадьбы (вела экскурсию «по крышам» и упала). Затем девушка жила в Пермском крае, где у нее браться и сестры, в том числе несовершеннолетние, отец, бабушка и мачеха.
А сколько людей с трудной судьбой на просторах обширного российского государства? Их трагедии в гедонистический век вовремя не замечают другие «люди», те, кто общается очно, наблюдает рядом, и не воспринимает чужое горе. Есть еще и такие, кто со злорадством ждет последствий: «сможет - не сможет?» в значении «выживет или сгинет?». Вспоминается в тему: «Оступившегося раз будут пинать до края обрыва». Это не прочувствовать чужой шкурой, это надо пережить, а понять может только тот, кому самому больно. Отчаявшись найти работу, да после многолетнего московского опыта, она нашла вынужденное, а может быть, и единственное решение – политический поход через полстраны.
«Не боишься, что тебя задержат на твоей акции?» – «Я к этому готова, - отвечает мне Настя спокойно. - Они увидят мои документы и отпустят».
- Что потом, когда все завершится?
- Поеду домой, в Орел. Там меня ждут мои дорогие, мы каждый день общаемся. Но я не смогу там оставаться долго. У нас разные взгляды на все это.
- Куда же ты поедешь?
- В Ярославскую. Там замечательные ребята строят коммуну «КГБ» - коммуна геев-батраков, - шутит Настя.
Как в сумасшедшем доме у Я. Гашека («Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны»), ориентиры поменялись с точностью до наоборот. Люди, отброшенные (не нами ли?) на обочину широкой дороги идут своим путем, «узкими вратами», видят то, что многим недоступно, и оказываются правы. А большинство, цепляясь за блага цивилизации, социальное соревнование работ, ипотек, мест обучения детей и карьеры, не способно объективно узреть до собственного трагического конца ни чужого горя, ни пропасти, в которую несется страна форсированным маршем.
Можно ли сказать, что девушка предприняла утомительный и сложный путь от безысходности? И да, и нет. Время одинаково ко всем. Но большую роль в нашей турбулентной жизни играет индивидуальное поведение и выбор. Случается, что «пропащий» зэк-убийца способен на поступок, а адепт морали интеллигент в десятом поколении - на подлость. Об этом стоит помнить. И да, у Анастасии есть новые планы, а 15 декабря сего года героиня похода через Мордор отметит свое 30-летие.
Периодическое информационное сопровождение последовательницы шамана Александра Габышева проводили в том числе журнал "Абажур" и расследовательский канал "Пермь-36.6". Некоторые мои заметки, написанные эксклюзивно для "Абажура", ниже:
«Антивоенный поход» из Перми в Беларусь завершен
Миру - мир. Настя два месяца идет в Минск с лозунгом «за мир»