Обывательские субъективные определение «волн» касательно частичной мобилизации, имеющей силу закона, некорректны. В этой небезупречной сфере действуют другие механизмы, понятные профессионалам, и интересные своими перспективами. Ниже мнение человека, имевшего боевой опыт
Частичная мобилизация объявлена Указом Президента РФ от 21 сентября 2022 г. №647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» с 21 сентября 2022 г. Сроки завершения частичной мобилизации в указе не установлены. К каждому указу или НПА федерального уровня всегда принимаются постановления на местах, в регионах – законы, «положения» о реализации (об исполнении) федерального закона, где прописывается регламент исполнения, ответственные и курирующие организации, иногда сроки. Однако сказано, что МО определит для каждого региона план призываемых и сроки призыва. Таким образом, завершение частичной мобилизации может быть по срокам различным в разных регионах страны. Последующими указами можно отменить предыдущие или расширить условия мобилизации, обратив ее на другие (незадействованные) категории граждан. Мобилизационные отделения военкоматов и округов работают сегодня в усиленном режиме. Военкомы, члены комиссий по призыву на некоторое время становятся «главными» людьми, управляющими решениями, для призывников от них стало зависеть многое. Напомню, что частичной мобилизации такого масштаба в стране не проводилось почти 70 лет.
При указаниях из Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба ВС РФ, спускаемых в округа - «на места», планы и сроки по конкретному региону также могут корректироваться. Приказной порядок управления, соответствующий традициям единоначального управления в любой армии, предполагает, что могут быть приказы об усилении «внимания к мобилизации» и организационным служебным мероприятиям - к исполнению уже действующего указа президента; это значит, что работа по частичной мобилизации соответствующими структурами, включая контрольно-надзорные органы, будет усилена. Вот это можно будет считать «волнами» в ближайшее время, то есть относительное усиление или ослабление активности «призыва» подлежащих мобилизации граждан - всеми мерами.
Говорить о «волнах» мобилизации при таких известных условиях можно только условно. Примерно как о волнах эмиграции.
Говоря о перспективе, надо принять во внимание комплекс причин. Важный экономический фактор – при мобилизации ослабление трудовой деятельности предприятий особо чувствительно сказывается в крупных агломерациях, мегаполисах. Второе – возможности мобилизационной инфраструктуры, их немного. По имеющимся у меня источникам, местами в регионах оперативно возводятся тактические модульные «городки» (лагеря) для дислокации и подготовки мобилизованных. Но сие не секрет Полишинеля: нет ничего необыкновенного - это предусмотрено мобилизационными планами Генштаба на случай военных действий. А согласованных планов в Генштабе, вырабатываемых на тот или иной случай разных, - много. Другое дело – их выполнение.
Вспомним, что до Указа Президента №647 пополнение войск уже было организовано – в активной фазе примерно с июня. Пропаганда, призывы губернаторов (в том числе по Ленинградской области и Санкт-Петербургу) с обещанием значительных материальных выплат из бюджета регионов, реклама денежного довольствия были развернуты по всей стране. Добровольцы уже готовились и пополняли ряды ВС РФ.
По моим данным, в объявленном формате мобилизация с 21 сентября даст «в строй» 160–180 тыс. человек по стране. Еще примерно 120 тыс. будут призваны согласно планам осеннего призыва и Указу Президента от 30 сентября 2022 г. № 691 «О призыве в ноябре - декабре 2022 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» с 1.11 по 31.12.2022. Примерное общее количество пополнения составит 300 тыс. человек, эта «цифирь», кстати, и была публично озвучена министром обороны. Однако мое мнение таково, и оно обосновано источниками, опытом и знанием ситуации на местах, что пока мобилизуют примерно 2 тыс. человек с крупных регионов и менее этой цифири – с более «скромных» по количеству проживающего населения. В стране до недавнего времени было 92 региона, следовательно, общее число (по мобилизации, не по призыву) не будет более 160-180 тыс. человек. Но, разумеется, может быть увеличено в перспективе. Слухи о военном положении в России, на мой взгляд, пока безосновательны.
Итак, лагеря подготовки в регионах, все окружные учебные центры, такие базовые, к примеру, как 56-й Учебный центр в Сертолово (Ленинградская область), уже заполнены, развертываются новые. Всех мобилизованных надо обмундировать, регулярно кормить, готовить к боевым действиям. На подготовку наплыва мобилизованных нужно выделить инструкторов, кадровых офицеров и профессиональных военных-контрактников, но главное – размещение, обмундирование и питание мобилизованных. Пока нельзя сказать, что «везде и все» с этим хорошо. В этой ситуации будет взята «пауза» до того, пока не будет отлажена (это делают буквально экспромтом) система призыва мобилизованных. На мой взгляд, на сей день условий для того, чтобы разместить и накормить бóльшее, чем призвано, количество призывников, технически нет.
Кроме того, подготовка происходит инертно; это нормально. Мобилизованные в сентябре-октябре придут в войска (если не будет сбоя планов) не ранее нового года, когда и будет дополнительно проанализировано усиление мобилизации. Понятно, что расширение мобилизации планируют. Но…
Для правительства страны уже принятые решения – вынужденная мера. Но не необратимая. И тем не менее, на мой взгляд, она носит скорее психологический фактор давления на потенциального противника в СВО. Говорить же о том, что необученные или номинально подготовленные в ускоренном темпе в формате двух-тремесячного «слаживания» разновозрастные (здоровье, гражданские компетенции) люди будут эффективно действовать в боевых условиях, не приходится. Это даже «коню понятно». Последующие же условные «волны» или расширение мобилизации будут свидетельствовать уже о необратимости явления.