Я хорошо помню выступления советских руководителей по «вопросам внешней политики». При всей идеологической подоплеке противостояния они были сдержанными. В них не было истерики, лишнего пафоса и эпатажа. Они были скучными, и в этой скучности было некое спокойствие: сила не требует громкости, не нуждается в эпитетах и метафорах.

Вчерашнее выступление Путина я не слушал, но прочитал. Грустно. История, как известно, повторяется или как трагедия, или как фарс. Есть еще жанр трагифарса. Он страшный, конечно. Страшный своей тупиковостью.

Путин в своей речи превзошел поздних советских генеральных секретарей и вступил в прямую конкуренцию с Лениным и Сталиным – по уровню уничижения и презрения к оппонентам. В его выступлении читаются паузы, предназначенные для самых последних слов.

Политик может быть возмущен, но должен владеть своим возмущением. В речи Путина, как от спички спичку, одно слово злобы зажигает следующее слово злобы.

Злоба агрессивна и шумна, но бессильна.

Путина полезно читать, а не слушать. Текст разоблачает. Текст раздевает оратора. Если снять покров голосовых эмоций и оставить скелет слов, все становится прозрачно – как в осеннем лесу после листопада.

Говорить в XXI веке о современных событиях на смеси политического языка ХХ века и дворового сленга – значит отбрасывать страну на столетие назад – не просто на век назад в истории, а на век назад в развитии.

Попытка реанимации советских фантомов не воскресит Советский Союз. Она не принесет свободы и счастья никому, в том числе жителям России. Невозможно идти в будущее с головой, повернутой в прошлое.

Из ненависти к инакомыслию невозможно создать любовь и уважение к правде.

Политическая месть не позволяет исправить несправедливость.

Неразделенная реальность прошлого лишает страну будущего.

Путин полюбил цитировать Священное писание. В этот раз упомянул, но не процитировал полностью Нагорную проповедь, стих о лжепророках: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» (Евангелие по Матфею, глава 7, стих 16).

Богато Священное писание. Продолжу: «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, – не бойся его» (Второзаконие, глава 18, стих 22).

Не бойтесь пророков, говорящих от дерзости своей.