Вот такой «пейзаж после битвы» представил региональный избирком по итогам воскресных выборов в Архангельской области:

  • «Единая Россия» - 68,78%;
  • ЛДПР – 9,52%;
  • «Справедливая Россия» - 4,23%;
  • КПРФ – 1,6%.

Отсутствие в этом списке парламентских партий представителей «Новых людей» почему-то не удивляет. Их сенсационное появление в Госдуме еще в прошлом году расценивалось многими наблюдателями как политтехнологический прием, рассчитанный на деморализацию конкурентов: смотрите, мы еще и не то можем!

Конечно, это были малые выборы. Но именно они наглядно воплотили мечту незабвенного Владимира Вольфовича, пророчившего, что на политическом поле России восторжествует двухпартийная система из «Единой России» и ЛДПР. Без левых.

Фиаско КПРФ стало неожиданностью даже для их системных противников. Ни одного мандата в горсоветах Северодвинска и Новодвинска… назовите более пролетарские города в Поморье! В прошлом созыве у города кораблестроителей был хотя бы один коммунист в законодателях… и та быстро перебежала во фракцию ЕР, что, согласитесь, тоже показатель.

«Такого при Новикове не было» - этот тезис все чаще звучит в соцсетях из уст потенциальных сторонников КПРФ. Звучит как грозное пророчество – через год выборы в региональный парламент, куда Александр Владимирович вроде бы не собирается, резонно уступая свое место новому главе регионального обкома. Куда приплывет «корабль» под красным стягом при капитане-неудачнике?

Всю предвыборную кампанию обком традиционно метал стрелы в адрес единороссов, обвиняя их во всех смертных грехах, отказываясь участвовать в межпартийных соглашениях о корректном поведении и обещая порвать главных политических оппонентов как тузик пресловутую грелку. Причем в городские парламенты на этот раз не прошли даже действующие депутаты АОСД, выступавшие в роли «паровозов». Между тем год назад на выборах местные советы кандидаты от КПРФ взяли 44 мандата, обогнав ЛДПР. Сравните с сегодняшними результатами… что это, как не фиаско?

На этом фоне странно смотрится заявление от Центрального политсовета КПРФ, что их партия «продолжает являться второй политической силой в России, по предварительным результатам состоявшихся выборов». Не вдаваясь в подробные подсчеты, получается, что поморские коммунисты тянут всю партию вниз, лишая электоральной поддержки на будущих выборах общероссийского масштаба.

И снова звучат жалобы на отсутствие «финансовой составляющей» - городским коммунистам не помог ни центральный аппарат, ни региональный. Возникает недоумение – сенатор Некрасов окончательно обеднел на фоне западных санкций или это черная неблагодарность за размен двухгодичной давности, когда региональная КПРФ слила губернаторские выборы ради его теплого места в Совете Федерации?

У «Справедливой России» дела ненамного лучше: их четыре с небольшим процента тоже не внушают оптимизма в будущем.

«Региональную оппозицию губит денежный вопрос» - когда-то эта фраза касалась депутатов от оппозиционных партий, имеющих свой бизнес, на них легко было надавить при нужном голосовании. Теперь таких «отстреливают» еще на взлете.

Речь, конечно, о лидере региональных справедливороссов Ирине Чирковой, перед самыми выборами принявшей предложение возглавить социальный блок (название для солидности) в мэрии Архангельска. Что дало моментальный эффект – проигрыш по одномандатному округу на выборах в горсовет Северодвинска. С ее-то узнаваемостью! Понять местного избирателя несложно: с какого перепуга архангельский чиновник будет заниматься его проблемами?!

Впрочем, как известно, главная «вотчина» у Ирины Александровны – Майская Горка в областной столице. Но и тамошний избиратель может с ней попрощаться как с представителем своих интересов, по сведениям редакции, на будущих выборах ее округ возьмет единоросс, представитель крупного МУП. Ничего криминального в этом не вижу, в публичной политике обязателен элемент игры, в том числе и блефа. Иначе скучно.

Но и без последнего, давно известно, что оппозиционер, попадающий в исполнительную власть, в скором времени меняет свои партийные цвета на бело-синие. А уж когда это делает региональный лидер, печать оппортунизма ложится на всю партию в целом. Вспомните, после перехода Дмитрия Таскаева на работу в аппарат областной администрации и чуть позже в «Единую Россию» наступил окончательный закат поморского либерализма.

И далее, на выборах в областное собрание 2023 года, у сегодняшних сторонников партии Миронова обязательно возникнет вопрос: так ли тверды идеологические установки у Олега Черненко, получившего представительство в АОСД от своей подруги и соратницы фактически в наследство? Вот вам и минус еще один мандат, которых у этой партии не так чтобы много.

Сейчас проигравшие левые в привычной своей манере пытаются оправдаться досрочным и электронным голосованием, которые, по их мнению, играют на руку единороссам. Возникает закономерный вопрос: а что, досрочно допускали к голосованию исключительно сторонников партии власти, а оппозиционеров гнали втычки? Или электорат коммунистов и эсеров настолько недружен с компьютером, хотя по активности в социальных сетях этого не скажешь?

Скорее, постоянные сторонники левых партий устали от внутрипартийных разборок с исключением видных и действительно пассионарных членов КПРФ, которые они имели несчастье наблюдать этой весной.

Низкая явка… что явка? Тот, кто хотел голосовать, сделал свой выбор, несмотря ни на что. Как правило, наибольшую активность в этом плане проявляют те, кто против. Если действительно верят в изменения, а не во всеобщий депутатский «одобрям-с» и внутрипарламентские договоренности по отдельным вопросам.

И нечего партийным боссам обижаться на нелицеприятные клички, ибо публичность подразумевает и их тоже.

Оригинал