В Минпросвещения РФ решили, что с нового учебного года во всех школах страны каждый понедельник будут проходить занятия «Разговоры о важном». Центральными темами бесед, которые предусмотрены с 1 по 11 класс, станут патриотизм, историческое просвещение, нравственность, экология и др. В помощь педагогам подготовлены методические рекомендации.

Инициатива всколыхнула общественность. Часть родителей опасается, что такие внеурочные занятия будут направлены на промывание мозгов школьников.

Масла в огонь подливают сообщения, что рекомендации используют примеры, связанные с проведением военной спецоперации на Украине. Многие обратили внимание на пословицы, предлагаемые к обсуждению в 3–4 классах: «Счастье Родины дороже жизни», «За Родину-мать не страшно умирать» и т. п.

Беда нашего школьного образования, что оно мечется в зависимости от политической конъюнктуры. Чиновники зачастую принимают решения, исходя из сиюминутных задач и страха перед начальством. 1 сентября прозвучат очередные их пафосные слова об учителе, но в последние годы отчетливо прослеживается тенденция никак с учителем не считаться и относиться к нему как к бездумному исполнителю. Отсюда попытки не только жонглировать учебным планом, но и вмешиваться в содержание воспитательной работы, несмотря на прямое нарушение федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Статья 28 вышеуказанного закона гласит, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, административной и иной деятельности. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. К компетенции школы относятся разработка и утверждение образовательных программ, использование тех или иных методов обучения и воспитания. Но как издавна повелось, законы у нас применяют избирательно, в зависимости от пожеланий вышестоящего руководства. Вот и от самостоятельности школ осталась только декларация.

Поэтому на местах, не столько под впечатлением патриотического порыва в верхах, сколько от усталости противостоять постоянному давлению, «Разговоры о важном» будут внедрять. Однако не следует преувеличивать влияние данного курса на детей и школьную жизнь в целом. Нормальный учитель всегда говорил и говорит с детьми о важном, никакие особые методички ему для этого не нужны. Он говорит о важном с учениками во время уроков и перемен, в соцсетях и турпоходах, на мероприятиях и классных часах. И только он с ребятами знает, что в настоящий момент действительно важно.

В условиях переполненных городских школ, занимающихся в 2 смены, найти "окошки" в расписании со свободными кабинетами по понедельникам - задача практически нерешаемая. Перегруженные, ведущие по 2–3 ставки учителя, они же классные руководители, в случае столкновения с откровенной галиматьей ее просто проигнорируют. Тем более контролировать их особо некому, вся администрация с утра до вечера погружена в ворохи документов. Думаю, по обыкновению педагоги творчески подойдут к предложенной форме работы и выдадут вполне приличный продукт. Вспоминаю своего учителя математики, который на первом уроке геометрии взял с парты один из выданных нам учебников, покрутил его, полистал, вздохнул и бросил обратно на стол со словами: "Учебниками мы пользоваться не будем!". И мы не пользовались. Записывали доказательства теорем в тетради. Геометрия в его изложении стала любимым предметом нашего класса.

Кто постарше, вспомнят пионерское детство и комсомольскую юность. Так ли уж велика была доля идеологии в увлекательной череде школьных мероприятий? Большинство учителей ведь во все времена - славные люди, которые отнюдь не расположены с энтузиазмом исполнять прихоти чиновников.

Впрочем, я бы пока не считал курс "Разговоры о важном" злокозненным априори. Аксиологический аспект образования, безусловно, нужен, нужно обсуждать с ребятами ценности, в том числе те, ради которых люди порою идут на жертвы (истина, любовь, дружба, достоинство и др.). Подростки особенно тянутся к таким разговорам, но морализаторство и тем более навязывание каких-то догм, политических лозунгов среди них не прокатят. Фальшь и ханжество они чувствуют за версту, поднимая на смех. Искренний же диалог невозможно удержать в рамках методички.

Разве что педагогам ради самосохранения все-таки не стоит брать для дискуссий слишком «горячие» темы, раскалывающие общество на враждующие стороны. Особенно в условиях, когда за то или иное мнение, те или иные слова предусмотрена или административная, или даже уголовная ответственность. Мы знаем о диких случаях доносов, на основании которых учителей выдавливали из школы, суды выносили им обвинительные вердикты. Кстати, подобные ситуации воспитывают и формируют личность куда быстрее многочасовых разговоров.

Оригинал