Ушел Анатолий Леонидович Кононов, судья Конституционного суда России в отставке. Мы были знакомы и немного общались, а лично впервые встретились на 40-летии Московской Хельсинкской группы в 2016 году. Кононов понимал неразрывную связь права и свободы.
Я никогда ранее не общался с судьей Конституционного суда, пусть и в отставке. Уже в те годы было удивительно видеть у судьи глубокое понимание права как основы закона и суда. По Кононову было видно, каким мог быть и каким должен был стать российский судебный корпус. Кононов показывал направление движения. Но страна и суд вместе с ней пошли в другую сторону. Не к праву, а от права.
Кононов был очень скромен, спокоен и абсолютно честен. С 1991 по 2010 год он пережил рождение, подъем, спад и начало распада российской судебной системы.
Он оставался Судьей и в то время, когда суд переставал быть Судом. Он подготовил десятки особых мнений в ситуации, когда его голос был едва ли не единственным голосом против большинства в главном суде страны.
Из особых мнений Анатолия Кононова можно составить и выпустить в свет отдельную книгу. И написать в предисловии к ней: эти особые мнения могли и должны были стать позицией Суда, не подлежащей обжалованию, но остались позицией одного Судьи, взывающей только к юридической мысли и совести.
Конституционный суд уходил все дальше и дальше от права, а Судья Кононов стоял на праве. Как страж. В итоге он ушел из суда и стал частным лицом.
Его биография не запятнана ни одной сделкой с совестью, ни одним неправосудным решением. Его компас ни разу не сбился с курса, хотя корабль шел уже в другую сторону, заблокировав приборы навигации.
Когда Россия вернется к праву, то традиция права будет восходить среди многих достойных имен к Анатолию Леонидовичу Кононову, который сберег право в годы бесправия.
Светлая память и низкий поклон, Анатолий Леонидович.