Спецпоселок Малая Пера возник возле железнодорожной станции на реке Лемью (приток реки Печоры). Железная дорога пересекла верховья Лемью в начале войны, а первые поселенцы начали прибывать в 1944 году.
Первые поселенцы рассказывают, что, когда их выгрузили с вагонов, возле станции, слева от железной дороги Ухта — Печора, стояло несколько бараков, где, возможно, были заключенные, строившие магистраль.
Сначала недалеко от железнодорожного полотна поселенцы стали рыть землянки. Поселенцы валили лес, который ввозили по железной дороге. Землянки были главным жильем первые годы. Потом чуть дальше было построено 6 бараков, куда переселились семьи сосланных. В бараках жило сразу по 8–10 семей. На 1949 год в спецпоселке числилось 510 высланных: 188 немцев, 78 украинцев, 29 раскулаченных из центральной России и 215 так называемых «власовцев».
В середине 50-х годов им разрешили ставить собственные дома. Очень известный на весь поселок столяр и строитель, высланный из Ровенской области, Нагорнюк Степан Алексеевич, первым поставил свой дом. Ставил сразу на две семьи. В отличие от бараков, которые делили из бревен, Степан ставил свой дом из горбыля, которым обшивал каркас, в промежуток засыпали опилки. Дом обмазали глиной, сложили печку. После Нагонюка еще несколько поселенцев построили себе частные дома. Нагорнюк жил в доме со своей женой Агафьей Наумовной и пятью детьми. Трое из которых родились уже здесь в спецпоселке, а две дочери 5 лет и 1,5 лет приехали в вагоне из Украины.
Агафья Наумовна была второй женой Степана Алексеевича, от первого брака у Степана было еще четыре сына. Вдвое из которых пошли в «Красные ястребки», а двое пошли в лес в формирования «бандеровцев». Семья раскололась. Обоих сыновей ушедших в «ястребки» убили. Родственники воспоминают, что одного из них, убитого, посадили на пенек и привязали к его рукам газету «Правда», так его и нашли близкие. Один из двух ушедших к «бандеровцам» тоже погиб, а четвертый, самый младший, Остап был пойман и осужден. По законам того времени семьи «бандформирований» выселялись на Север. Единственный родственник Остапа был его отец Степан Алексеевич, и его тоже задержали для высылки. Агафья Наумовна с двумя дочками без разговора поехала с мужем в далекий Коми край в пос. Малая Пера.
12 мая 2022 мне удалось съездить в пос. Малая Пера, самой старшей из дочерей Степана Алексеевича уже за 80 лет. В поселке мы увидели единственный оставшийся там барак спецпоселенцев. А также посмотрели на первый частный дом спецпоселенца Степана Нагорнюка, который тоже сохранился.
Мала Пера позже из-за наплава вольнонаемных в 60-е годы XX века расстроилась, и большая часть ее архитектуры состоит из двух- и четырехквартирных щитовых и бревенчатых домов и двухэтажных многоквартирных, построенных в 70-е годы. А от первых зданий остался лишь один единственный барак, в котором живет одна семья, и дом Степана Нагонюка.
Барак постепенно умирает, большая часть в нем нежилая. Видимо, в ближайшее время и он будет утрачен.