Первая часть:

Часть 5

Пятый день начался еще около полуночи – седой Урал показал свой норов. Резко похолодало, температура с комфортной ночной +18 упала (по моим ощущениям) до +7. И хотя мой спальник рассчитан на +3, пришлось доставать термобелье.

Утро было хмурым – на смену жаре и солнцу пришли тучи и ветер. Манарагу начало затягивать. Мы собрались и двинули. Ну я по традиции, опять шла в конце. От подножья до перевала Студенческий не так-то и далеко, километра, может 3, большая часть пути проходит по лесу. Когда деревья заканчиваются, взору открывается потрясающая картина, даже облакам не под силу скрыть эту мощь. Идеальное место для разговора с собой. Но вести беседы мне было некогда, ждали люди и подъем на гору.

 
 
 

Когда я, наконец-то, дошла до Студенческого, пришлось срочно бежать и прятаться в камушках – холодный немилосердный ветер так и норовил прогнать тебя с перевала. С нашими сидел мужчина, он ждал свою группу из 18 человек, которые пошли покорять Манарагу. И нам, если честно, было очень страшно за этих незнакомых людей – вся гора была в облаках и тумане, плюс ветрище и около +12 на верхотуре. Опасная ситуация.

Мы решили подождать час в надежде, что облачность рассеется и Манарага откроется. Ждать было холодно. Тут нам на помощь пришла тактика пингвинов – мы сбились в плотную кучку. Особенно повезло Вите, он был посередине. А Миша вообще оказался обогревательным богом – он был в теплой пуховой куртке, которая согрела в итоге не только его, но и тех, кто к нему прижимался.

По плану, мы должны были установить на Манараге флаг, но погода была резко против. Пришлось устанавливать на Студенческом. Не Манарага, конечно, но мимо него теперь никто не пройдет.

Пообедали, поняли, что гора сегодня капризничает, и пошли в лагерь обратно. Я шла последней, вот тут я и с собой наговорилась, и на виды насмотрелась, и опять чуть не ушла в чужой лагерь.

 
 
 

Так как Алексей, наш гид, не терпит пустой траты времени, было решено перейти на место, с которого начиналась водная часть нашего пути. Каты наши мужики унесли еще вчера, надули их, оставалось только передислоцироваться.

4 км болотами и лесом. Звучит не очень, но после 20 с лихой км до Манараги, это казалось такой мелочью. А еще всю дорогу мы пели. Мы – потому что моя группа смилостивилась и не давала мне сильно отставать, чтоб я опять не потерялась.

Пришли, переплыли Косью, на том берегу расставили палатки. С Мишей и Витей мы должны были проститься завтра, поэтому торчали у костра часов до 12. Я никогда еще в походе не получала такого культурного удовольствия – стихи Маяковского, стихи собственного сочинения, песни, истории... Вот, наверное, за этим и идут в поход – в треске костра разглядывать души.

А Урал шутил над нами – температура упала еще сильнее, на листьях и траве блестел иней. Зато открылась Манарага. Душам нашим было тепло, но тушки слегка подмерзли. Особенно досталось Борису - у него был спальник для Сочей, комфорт +18 и летняя прогулочная палатка, без тента. Но мы все выжили.

А впереди нас ждал первый день сплава, бурная Косью и 30 км пути.

Часть 6

Утро шестого дня было промозглым. Но наша пешая часть маршрута окончена, пришла пора собирать лагерь и пересаживаться на катамаран.

Вот тут всем в помощь коми-русский словарь. Косью, в переводе на русский язык в одной из версий - «сухая река». Но кто ж расшифровывает топонимы перед дорогой?

Жаркое лето и небольшое количество снега зимой сделали нашу Косью очень сухой. По крайней мере, так было в конце июля. Надеюсь, тем, кто сплавлялся в конце июня, повезло больше.

Перед нами лежал путь длиной в 30 км, по окончанию маршрута ждал наш гид Алексей и костер.

Мы попрощались с ребятами из Екб, они отплыли чуть раньше. Эх, жаль было расставаться, но такова се ля ви.

 
 
 

Расселись. Трудно быть якорем на катамаране, но я и тут смогла. Я не взяла с собой бродни (они ж весят 1,5 кг!), наивно полагаясь на кроссы, неопреновые носки и быстросохнущие штаны (спойлер – ерунда полная, точно нужны бродни). В один из моих предыдущих сплавов за это меня назвали неизбежным злом, потому что приходилось таскать вместе с катом.

Первый же перекат показал, что мы, вообще-то, ни фига не можем нормально входить в струю. Мы застряли. И те, кто был в броднях - а это бесстрашные Саша, Боря, Лукас, Кирюха, Марта и Карина, попрыгали, чтоб нас вытащить. А вот всем остальным пришлось выучить назубок команду «жопки» – это когда ты пытаешься сдвинуть плавсредство, расскачивая его. Жопки могли быть жопками вперед, жопками влево и жопками вправо.
Но то, что мы сидели на кате, нисколько нас не спасло от намокания тех самых жопок.

Леха ждал нас чуть дальше на втором кате впереди – там были довольно опасные пороги, хотел нам их показать. Вообще, река-то категорийная. Доплыли, мужики сходили их посмотреть.

Мда, 10 км порогов при маленькой воде, это, я вам скажу, отдельный вид мазохизма. Мы регулярно тащили кат на себе (мы - это те, кто в броднях), остальные двигали телом по команде. И все это в бурном потоке, на скользких камнях.

Меня прогнали с носа палубы, сказали, что я тяну нос вниз (есть надо меньше!), ушла назад. А так как там не было привязано ни одного рюкзака, пришлось полдороги изображать молящуюся Деву Марию, стоя коленями на хопке.

В конце-концов, я отобрала весло, потому что начала замерзать – Урал продолжал шутить, и было то холодно, то ветрено, иногда с дождем.

С веслом и веселее, и в моем случае не в пример удобнее.

Мы продолжали плыть, вытаскивать кат, что-то поели между делом. И нас очень грела мысль, что где-то есть Леха, костер, горячий котелок...

Поймали чью-то хопку в кустах, опознали в ней Мишину. Забрали. Сил оставалось все меньше, появлялись крамольные мысли «а может, ну этого Леху, ща как выйдем, как костер запалим, согреемся, переночуем...».

Дали себе времени до пол 9 вечера. А потом всё, пришвартовываемся и гори всё синим пламенем.

Тут кто-то учуял дым, а потом, выплыв из-за поворота, мы увидели катамаран и яркие спасжилеты на берегу. И там ходил Миша с Екатеринбурга! Вы бы слышали, как мы орали, всех медведей в округе распугали.

Времени было около 8 вечера, шустро расставили палатки, Миша и Витя, которые, как оказалось, решили плыть параллельно, запалили нам второй костер, чтоб мы могли высушить наши вещи.

Силой данной мне, я нарекла свои трусы купальником и грела свою пятую точку у костра, в чем была.

Это был душевный вечер. Чай, болтовня до ночи, все кусты в штанах, носках, ботинках.

А впереди нас ждала Колокольня и полудневка.

Оригинал