Парламент Коми освободил лидера фракции КПРФ Виктора Воробьёва* (*признан в РФ СМИ-иноагентом) от должности «депутат Государственного Совета Республики Коми, осуществляющий депутатскую деятельность на профессиональной (постоянной) основе». За последние полгода новости такого рода стали настолько рутинными, что редакторы просто заворачивают их с мотивировкой «понимаешь, ну он просто надоел». Хотя чаще всего они просто лукавят: им не хочется лишний раз ставить вот те самые скобки со звездочкой, потому что они не уверены, что в глазах Генпрокуратуры и Роскомнадзора этого будет достаточно и не придется ли усеивать скобками весь текст вообще, лишь только встретится в нем роковая фамилия…
(Да-да, представьте, я слышал такие объяснения своими собственными ушами!)
Так что можно легко, ничего, по сути, теряя, пролистнуть это мое мнение: если вы следите за деятельностью Госсовета, то сами прекрасно знаете, что едва ли не половина пленарного и не только пленарного депутатского времени посвящена Воробьёву в том или ином ракурсе и дискурсе. Причем дискурс-то склонен ко все большему и большему ужесточению. Воробьёв отсидел в знаменитом петербургском ДоПре – Госсовет предписывает депутатам-«постоянникам» никуда из Сыктывкара не выезжать без разрешения председателя.
Воробьёв жестко и публично раскритиковал своих коллег за «трусость» при рассмотрении вопроса о дополнительных полномочиях парламента, а затем опять же публично осудил специальную военную операцию России против Украины - и его лишают права на выступления на два пленарных заседания. Воробьёв пользуется правом на вопросы – Госсовет затыкает в своем регламенте и эту лазейку, позволяя лишать просто слова как такового. Воробьёву прилетает титул «СМИ-иноагента» - и Владимир Уйба включает уже демонстрированного ранее хама, отказываясь отвечать на вопросы депутата, а вслед за ним в этот позор включаются и некоторые коллеги последнего. А в совокупности они лишают его решающего голоса в госсоветовском президиуме.
Но, несмотря на это, Виктор Воробьёв все еще остается представителем фракции КПРФ, которого она избрала представлять свои интересы на профессиональной основе (такое право есть у каждой фракции).
А значит, руководство Госсовета заходит на следующий круг. Далеко не все знают, что в республиканском парламенте существует временная комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами (ВККДСДРИОИХПД), которая почему-то называется «временной», хотя формируется на первом же заседании Госсовета и действует до окончания его полномочий. Возглавляет ее, что логично, председатель еще одной комиссии – по регламенту и депутатской этике.
В случае нынешнего, VII созыва председателем ВККДСДРИОИХПД является, соответственно, руководитель комиссии по регламенту Владимир Жариков, членами – вице-спикеры Сергей Артеев, Валентина Жиделева и председатель постоянной комиссии по здравоохранению, физкультуре и спорту Андрей Климушев (все – от фракции «Единой России»). И вот, по данным «7х7», 12 мая председатель Госсовета Сергей Усачёв поручает комиссии проверить (первый раз за созыв), как обстоят дела с достоверностью СДРИОИХ у депутата Воробьёва. Закон «О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми» на тот момент предусматривал проведение проверки не более чем в течение 10 рабочих дней, а при необходимости этот срок можно было продлить, но не более чем еще на 30 дней.
Владимир Жариков 16 июня вносит на предстоящее 23 июня заседание Госсовета поправки в этот закон, которые расширяют рамки расследования до 90 дней, а буквально за три дня до заседания – еще порцию, уже гораздо более значительную. В ней – введение новой статьи - 311 («Ответственность депутата за… предоставление им заведомо недостоверных или неполных» СДРИОИХ). Ответственность может быть троякой:
1) предупреждение;
2) освобождение от занимаемой должности в Госсовете без прекращения полномочий с лишением права занимать должности до прекращения их срока;
3) запрет занимать должности.
Поправки вступают в силу 4 июля, а на 28-е созывается внеочередное заседание, главным вопросом которого широко объявляется разрешение правительству Коми дарить луганскому городу Ровеньки республиканское имущество. С Ровеньками у республики подписано соглашение о сотрудничестве, Владимир Уйба взялся подготовить город к отопительному сезону, сочтя, видимо, свой опыт в этой сфере бесценным, ну а к опыту, конечно, хорошо бы котлов, турбин и труб. После британских санкций такой поступок еще ярче оттенит порывы главы республики.
Вопрос о Воробьёве включен последним. На трибуну поднимается Владимир Жариков и сообщает, что комиссия нашла, дескать, у депутата не вполне объяснимые доходы на сумму более 711,9 тыс. руб. Поэтому она рекомендует применить к нему вторую из санкций.
Затем заседание переходит в закрытый режим, но «7х7» располагает расшифровкой записи выступлений Виктора Воробьёва на нем и реплик Сергея Усачёва и Владимира Жарикова.
«Жаль, что это не услышат наши избиратели, - начинает Воробьёв. - Тем не менее. Поводом для проведения проверки послужило письмо Усачёва, не нарушил ли я запрет на другую деятельность и не получал ли деньги из иностранных источников. Как отметил Жариков, подтверждений не нашлось, установлен факт отсутствия нарушений. Но остановиться было нельзя, поэтому был принят закон о том, чтобы сроки проверок продлить. Сроки были продлены, комиссия направляла запросы, но ничего особо не находилось. На все запросы комиссии я давал исчерпывающие ответы, но в чем я обвиняюсь, так и не было ясно. Только в минувшую пятницу [22 июля] от Жарикова прозвучало, что я якобы нарушил…
Они посчитали, что получение судебных издержек, то есть потраченных мной денег и вернувшихся мне же, — это доход. Внесение наличных из моего же кармана на мой же собственный счет — это доход. Гонорары за представительство в судах внесены в соответствующую статью декларации, в строчку "иные доходы". Надо было, видимо, дважды, а то и трижды указать, тогда бы, видимо, появилась недостоверность. Но вишенка на торте — переводы с одних моих счетов на другие мои же счета на сумму порядка 300 тысяч рублей. Я, видимо, получил доход сам от себя. При этом там речь шла о рефинансировании кредита. Жаль, что комиссия у нас не расшифровывает свои претензии. И рефинансирование кредита у нас теперь, видимо, тоже доход. И вот из таких "доходов" состоит вся эта прекрасная, поражающая воображение избирателя сумма 700 тысяч. Думаю, если посмотреть на декларации коллег из других фракций, то при таком подходе там миллионы найдутся, если учитывать все подряд».
Сергей Усачёв: «Все это было предметом изучения комиссии, надо было там все это говорить! У вас время на выступления вышло!»
Воробьёв: «Вас там не было, и давайте вы не будете говорить, какие пояснения там давались или нет. Разъяснения я давал подробные!»
Жариков: «Коллеги, действительно, комиссия внимательно подошла к вопросу, Виктор Викторович прав. 22 июля мы его выслушали. Но то, что он озвучивает, он озвучивает без документов (притом что документы запрашивала сама комиссия). Что касается других сумм, был подробный доклад мной представлен. Все было озвучено, комиссия посчитала, что оснований здесь достаточно, чтобы данное решение принять.
Воробьёв: «Жариков утверждает, что я должен был предоставить некие оправдательные документы, тем самым заставляя меня подменять работу комиссии. Это комиссия должна проводить проверку меня, а не я сам. Комиссия запросила документы в банках, но не дождалась документы из ряда банков. И эти документы бы пролили свет на то, о чем мы рассуждаем. Комиссия продлила проверку до 10 августа. Но, не получив документы, комиссия приняла решение о результатах. А могли бы увидеть документы, подтверждающие мою правоту. Я говорю на заседании комиссии: вот сумма, присужденная на основании судебного акта, она не является доходом, запросите судебный акт в суде, это ваши полномочия. Но вы этого не делаете и, конечно же, приходите к ожидаемому выводу. У вас презумпция того, что это доход, и приходите к желаемому для вас выводу. Поэтому у меня нет никакого желания продолжать участие в этом фарсе, простите, коллеги, что я его так называю, но от дальнейшего участия в ЭТОМ я прошу вас меня освободить».
Воробьёв забирает карточку и покидает зал заседаний. Вслед за руководителем зал покидает фракция КПРФ.
Предложение ставится на голосование, Фракции ЕР, ЛДПР, «Родины» и «Зеленой альтернативы» единогласно поддерживают постановление.
- Заявления о признании решений комиссии и Госсовета незаконными уже направлены мною в суд, - сообщил «7х7» сам Виктор Воробьёв. – Я убежден и в неправомерности трактовки озвученных сумм как доходов, и в бессмысленности примененного ко мне наказания. Лишить должности депутата нельзя вне зависимости от его статуса постоянного и непостоянного. Потому что должность автоматически появляется с момента подтверждения полномочий избранного депутата.