На заседании Комитета по агропромышленной политике, природопользованию и экологии ЗС РК в прошедшую пятницу обсуждался вопрос о состоянии водоочистных и канализационных сооружений в республике. Фракция КПРФ от имени оппозиции предложила создать единого регионального оператора по водоснабжению и водоотведению. Мало того, что такой вопрос нами не обсуждался, но я и не считаю данное предложение работоспособным в существующих условиях. Объясняю почему:

1) У нас есть структура, которая должна осуществлять эту работу, – правительство РК с двумя министерствами (Минстроительства, ЖКХ и энергетики, Минприроды РК) и вице-премьером по инфраструктуре О .Чебуниной. Вице-премьер и должна координировать деятельность министерств, МСУ, в полномочиях которых водоснабжение и водоотведение, и ресурсоснабжающих организаций, - то есть быть таким оператором. Управленческих инструментов для этого достаточно, недостающие легко создать. А если вице-премьер ими не владеет, ничего не может ответить на заданный мной вопрос, почему региональная программа РК «Чистая вода на 2019–2024 годы» с августа 2020 года, т. е. два года (!), не актуализируется, то это уже вопрос о компетентности вице-премьера и вопрос к главе РК, который этого не видит.

2) Создание еще одной структуры в таком управленческом хаосе делу не поможет, а будет только забирать дополнительные средства из платежей граждан и через бюджетные субсидии. Если речь о государственном операторе, то для этого надо забрать полномочия по водоснабжению и водоотведению у местной власти (МСУ) на региональный уровень. Но это не гарантия качества - полномочия по теплоснабжению и энергообеспечению забрали у местных властей в 2015 году на республиканский уровень – жалоб на холод в домах, аварии, отсутствие электричества не убавилось. Год назад правительство забрало у МСУ полномочия госзаказчика на разработку ПСД по очистным сооружениям (КОС и ВОС), сославшись на их некомпетентность, и что?! Прошел год, и правительство заявило о неготовности заказывать работы по проектированию и запросило перенос выделенных на эти цели денег на 2023 год! Да и в целом – огосударствление экономики, финансовой и других сфер является одной из важнейших причин низкой эффективности российской экономики (мягко говоря!).

3) Надзорных органов у нас тоже предостаточно – Роспотребнадзор, Росприроднадзор, прокуратура, в том числе природоохранная, и т. д. Но если Роспотребнадзор в Госдокладе «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в РК в 2021 году» сообщает о том, что 22% жителей республики пользуются некачественной водой, а в своем же Госдокладе «О защите прав потребителей в РК в 2021 году» ничего не говорит о том, что права каждого пятого потребителя нарушены, притом что он оплачивает такие услуги, то и на них надежды нет. Тот факт, что решение Медвежьегорского райсуда от 08.06.2009 г. об обязанности администрации Медвежьегорского городского поселения построить КОС к 01.12.2012, отсроченное в исполнении затем до 01.12. 2022, не исполнено и вице-премьер не может даже примерно сказать, когда это случится, а глава РК только сейчас выяснил, что участок под строительство не подходит, о чем говорит?

О том, что нет политической воли! Другим заняты. Предложила вопрос о качестве государственного контроля по данному вопросу поставить в повестку сентябрьского заседания комитета.

4) Всем, кто надеется получить решение вопроса качественного водоснабжения и водоотведения без политики, хочу сказать, что, когда изношена власть и вся страна работает в ручном режиме, иллюзий питать не надо: при данной политической системе не будет ни чистой воды из крана, ни чистых рек и озер.

Этот вывод сделан в том числе на основе подробного анализа исполнения "Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года" в своей статье "Стакан наполовину грязен" в "Новой газете" еще в октябре 2020 года. За последующие почти два года усомниться в нем, к сожалению, не пришлось. В Карелии — тем более!