Подростком в одной научно-популярной книжке прочитал, что доисторический человек обладал расщепленным, шизофреническим сознанием, и это было нормой. Одно дело охота, добыча пропитания, а другое – духи природы. Как для шизофреника галлюцинации – это реальность, данная ему в ощущениях, так и для доисторического человека духи были реальностью.
Вещественный мир воспринимался им фрагментарно, целостная картина из пазлов не складывалась. Не было ни прошлого, ни будущего, а только здесь и сейчас. Даже в античном мире для большинства многочисленные боги были реальностью, частью природы. Цивилизация, прежде всего культура, создала для человека самостоятельную нишу, отделила его от природы, а христианство дало ему более или менее целостную картину мира, свободу воли.
Но в языческих культурах фрагментарное восприятие мира сохранилось. Присутствует язычество и в массовом сознании граждан.
В России этот тип мерцательного сознания доминирует и определяет общественно-политическую жизнь. На входе мерцают образы, навязанные телевидением, а на выходе человек получает ворох пазлов, которые он никак не может сложить в целостную непротиворечивую картину.
Тем более, что мозг одинаково реагирует и на галлюцинацию, и на картину в музее, и на вид из окна. Отличить одно от другого способно лишь сознание, существующее независимо от мозга.
«Рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей». И. Кант. «Критика чистого разума».