Ровно год назад губернатор Парфенчиков похвастался своей очередной «инициативой» – установленным в Заонежье «былинным камнем». Сегодня там царит полное запустение. Как и вокруг Царицына ключа», рекламируемого туристам…

 
 
 

Любитель похвалить себя в соцсетях, глава Карелии год назад с нескрываемым пафосом рассказал на своей странице: «Рад, что моя инициатива получила поддержку и воплотилась в жизнь благодаря совместной работе Минкультуры Карелии, администрации Медвежьегорского района, Литейного завода и многих партнеров…» — и разместил рядом явно отретушированную картинку новоявленного памятника среди скошенной ухоженной поляны…

Наш паблик рассказывал тогда, что жителей Заонежья, которые являются потомками носителей уникальной древнерусской культуры, а именно - былинного фольклора, принесенного на эту землю несколько веков назад, новость "от первого лица" застала врасплох. Здесь, на территории Великогубского поселения, даже активисты-общественники не знали о надвигающемся событии. И на открытие "памятника" их не позвали. А было ли оно?

Спустя пару недель после хвастливого поста губернатора мы побывали рядом с «былинным камнем» и обнаружили, что установленные рядом скамейки разгромлены, рядом с «памятником» образовались кучи мусора, которые время от времени, проезжая мимо, убирает глава Великогубского поселения Александр Федотов: больше этого сделать некому…

И вот что мы увидели возле «былинного камня» спустя год, в июле 2022 года: некошеная трава, проходя по которой немудрено наступить на гадюку, разбитые прямо об камень стеклянные бутылки, от скамеек – след простыл… Никому не нужен оказался «памятник», искажающий историю Заонежья. Хотя проезжающим туристам его показывают, да и вид с этого места открывается великолепный – на Яндомозеро.

Как в воду глядела заонежанка Татьяна Николюкина, глубоко знающая историю своей малой родины, которая так высказалась про установку "памятника" в Пургине:

«Что ни сделает наш глава, то, как говорится, ни богу свечка, ни черту кочерга! Во-первых, выбор места для памятного знака чем вызван? В деревне Пургино (ныне пустой, заброшенной) не было сказителей, прославившихся на всю Россию, как Рябинины, Щеголенок, Касьянов и др. Деревня Пургино нигде не упоминается в связи с Рыбниковым. Во-вторых, табличку к камню прикрутить — невелика доблесть, а кто в Пургине за этим ставшим памятным местом следить будет, обкашивать траву несколько раз за лето? В-третьих, умалчивают о потраченных на эту затею государственных деньгах. И конечно же, "авторы проекта" не консультировались ни со специалистами из КарНЦ РАН, ни с музеем-заповедником "Кижи", где накоплен огромный материал и о заонежских сказителях, и о собирателях, — вот и получилось по Черномырдину: "Хотели как лучше, а получилось как всегда!"».

Известный краевед и писатель, заонежанин Вячеслав Агапитов также был возмущен: «История с новым "памятником" очень типична для времени, где рулят троечники. Каждый новый "руководитель" стремится чем-то осчастливить подвластный народ и потому и появляются подобные памятники. После такого события министру культуры пора подавать прошение об отставке, а затем заявить на пресс-конференции, что у нас культуры нет. Знаю, что такого не случится, но стыдно перед предками за такие "подарки" от нынешней "власти". А народ в массе безмолвствует или ставит "лайки" под сообщениями о "памятниках". Как у нас в Заонежье говорится: "Кто гроба не видел, тот и корыту рад!"».

Руководитель КРОО «Заонежье» Валентина Сукотова, которая глубоко знает историю родного былинного края, написала для нашего паблика просветительскую статью «Булыжник во славу Родины» о подвиге собирателя ста́рин Павле Рыбникове, который во время ссылки (а не «экспедиции», как безграмотно указано на табличке) сумел объездить заонежских сказителей и сохранить для потомков устное народное творчество, зародившееся в Киевской Руси.

«…Память о великом Рыбникове, совершившем переворот в культурном мире, представлена каким-то булыжником на спецплощадке из грязи и мусора, да еще и „украшена информацией“, полностью искажающей исторические события. Видимо, хорошо карельские чиновники „осознали и прочувствовали“ подвиг Павла Николаевича Рыбникова, служившего верой и правдой своей великой Родине, – возмутилась Валентина Сукотова. – Ну что же, получай, Родина, „новую историю“ бывшей Олонецкой губернии, историю, которую пишут наспех карельские чинуши со своими дружками и подружками с целью наживы, паразитируя на твоей мировой славе, силе, мощи и гордости! Получай, Родина, „нововведения“ в виде огромного количества исторических ошибок, предлагаемых „уважаемыми“ ныне людьми. Принимай, Родина, „новый взгляд“ от Карелии на подвиг твоего народа, живший веками в памяти простых крестьян Русского Севера!»

Не менее унылая картина открывается около другого широко рекламируемого туристам места – Царицына ключа под Толвуей, водой которого якобы излечилась от хворей ссыльная царица Марфа. Ученые назвали эту историю мифом, но к источнику протоптана тропа – гостям не говорят о фейке, но отношение к роднику у власти и туроператоров явно наплевательское. Куда-то исчезли изгородь и входные ворота, а трава захватила подходы к часовенке и беседку, стоящую рядом. Ну так не Рускеала же – одна говорильня…

За высокопарными словами об уникальности Заонежья не видно ничего кроме желания заработать на «бренде», а уж в этом чиновники поднаторели.

Напомним, что еще в 2017 году Парфенчиков горячо поддержал инициативу общественности установить памятник известной народной поэтессе из Заонежья Ирине Федосовой, творчеством которой восхищались Некрасов, Горький, Шаляпин и другие ее современники, однако почему-то забыл о своем обещании...

Оригинал