Очень часто работодатель, пользуясь неграмотностью рабочих, проводит втихаря мероприятия, которые в последующем приводят к ухудшению условий труда для самих рабочих. Одно из таких мероприятий – проведение специальной оценки условий труда (СОУТ), результаты которой напрямую влияют на количество дней дополнительного отпуска, размер выплат за вредность, сокращенную продолжительность рабочей недели, льготный выход на пенсию и много чего другого.
Примерно так и произошло в Боготольской межрайонной больнице в 2018 году, когда работодатель быстренько провел СОУТ, по итогам которой в отношении рабочего места «фельдшер по приему и передаче вызовов» был установлен допустимый класс условий труда 2, тем самым лишив дополнительного отпуска в 14 дней и выплат за вредность в размере 8%. Работодатель воспользовался элементарным незнанием рабочих, что такое СОУТ, для чего проводится и в чем ее смысл.
Смысл всего этого стал доходить до работников после того, как на базе отделения СМП в 2020 году была создана первичка профсоюза «Действие», когда сотрудникам отделения пришлось бороться за свои «ковидные» выплаты.
Отстояв положенные выплаты в период распространения новой коронавирусной инфекции в суде, работники и не догадывались, что впереди ждет еще одно испытание – проведение работодателем СОУТ, о чем узнали совершенно случайно 8 июля, накануне приезда эксперта, который должен проводить необходимые замеры.
Со слов председателя первички профсоюза «Действие» Марины Минасян, эксперт провел замеры на рабочих местах водителей автомобиля скорой помощи, фельдшеров выездных бригад и фельдшеров по приему и передаче вызовов. Очень интересно было наблюдать, как комиссия, в составе которой были представитель отдела кадров, охраны труда, председатель эфэнпээровского профсоюза, в едином порыве пыталась доказать эксперту, что фельдшера по приему и передаче вызовов не должны принимать людей на подстанции, а направлять их куда-нибудь. «Куда, стесняюсь спросить?» – недоуменно задается вопросом Марина Минасян, поскольку в непосредственно в должностной инструкции прямо предусмотрена обязанность фельдшеров по приему и передаче вызовов по оказанию медицинской помощи. Эксперт, изучив представленные сотрудниками отделения СМП должностную инструкцию, карты вызовов, журнал амбулаторных обращений, дал четко понять, что условия труда вредные, но никак не допустимые!
Дальше — интереснее! С 2020 года выездные бригады оказывали помощь пациентам с подтвержденным диагнозом «новая коронавирусная инфекция - COVID-19». Вредность по данному биологическому фактору отнесена к классу 3.3, так как это вторая группа патогенности микроорганизмов (как, впрочем, и ВИЧ-инфекция, гепатит С, с которыми сотрудники скорой помощи непосредственно встречаются по роду своей деятельности). Причем не только фельдшера, но и водители, так как помогают медицинским работникам при транспортной иммобилизации, ДТП, транспортировке пациентов. Для понимания: чем выше класс вредности, тем больше компенсационная выплата и дополнительный отпуск за вредность,
Но главный врач со своей комиссией имеют свою точку зрения, как и свои результаты. С целью экономии им проще фельдшеров по приему и передаче вызовов перевести в операторы. А что касается биологического фактора, то, судя по всему, сторона работодателя понимает ежедневное купание в ВИЧ и других инфекциях.
Но есть нормативные акты и многочисленные правовые разъяснения о проведении СОУТ, где черным по белому прописаны четкие указания. В частности, биологический фактор, химический фактор, а также повышенная напряженность труда либо есть, либо их нет! У работников скорой помощи это все есть. А самое главное, что экспертная оценка рабочего места основывается на должностной инструкции работника.
Сама Марина Минасян очень надеется на компетентность и честность эксперта, проводящего СОУТ. Но также понимает, что работодатель, который сначала проигнорировал предложение профсоюза о включении в состав комиссии представителя профсоюза «Действие», имеющего сертификат по охране труда, а потом и вовсе отказал удовлетворить указанную просьбу в письменном виде, будет всячески препятствовать установлению дополнительных социальных гарантий и выплат для работников. На всякий случай велась видео- и аудиозапись проведения СОУТ.
Марина Минасян резюмирует: «Мы люди! Не рабы, не „быдло“. Безумно жалко, что, вместо того чтобы лечить пациентов и получать удовольствие от своей работы, мы должны изучать юриспруденцию для защиты своих прав. При поддержке юридической службы профсоюза были направлены соответствующие жалобы в надзорные органы в рамках предоставления правовой оценки действиям работодателя, а также направлено информационное письмо в адрес главного врача и организации, проводящей СОУТ, в котором первичка изложила все вредные факторы, с которыми реально сталкиваются и контактируют сотрудники скорой помощи при исполнении своих трудовых функций».