Вы не задумывались, как и когда у нас гарантийный срок стал сроком эксплуатации?
С момента ремонта улицы Кирова в Глазове не прошло и года, подрядчик уже переделывает асфальт. Чиновники радостно об этом рапортуют, предупреждая резонный вопрос о качестве работ.
Это вообще самый любимый ответ чиновников на все претензии: не переживайте, подрядчик все устранит по гарантии. А когда заканчивается гарантия, заканчивается и асфальт.
За примером далеко ходить не надо. Улицу Чепецкую заасфальтировали по новой технологии ЩМА в 2018 году. Гарантия — три года. Прошло четыре - и теперь ее придется асфальтировать вновь.
И большинству это кажется само собой разумеющимся: ну да, гарантийный срок же закончился. Но когда у нас гарантийный срок стал сроком эксплуатации? Это же две разные вещи.
Гарантийный срок на бытовую технику — год-два, но если она ломается по его истечении, вы же не говорите, что все нормально, и не идете покупать тот же условный чайник или телевизор того же производителя. Вы негодуете.
А почему мы не негодуем по этому поводу? Почему асфальт живет три года? Прямо как любовь в лирических высказываниях.
И ладно асфальт - здесь можно сослаться на интенсивность движения. Та же самая история со строительными работами, так называемым благоустройством.
Мне кажется, причина в том, что подрядчик несет ответственность только в гарантийный период и не попадает ни в какой список недобросовестных, если результат его работы регулярно приходит в негодность после окончания данного периода. Или же в нашей лояльности и нисхождении к халяве и браку.
Вспоминается анекдот. Заказала российская фирма микросхемы в Японии. 10 тыс. И в контракте особо оговорили, что на каждую тысячу должно быть не более пяти бракованных. Ну, как у нас положено, процент брака. Японцы на этом пункте несколько тормознулись, почесали репу, но приняли. В результате наши получили 10 тыс. микросхем и отдельно, в кулечке, еще 50. Аккуратно просверленных посередине дрелью.
Так и живем.