Не буду отсылать к генезису понятия «элита» (не об этом речь), а сразу к сути - кто сейчас составляет основу региональной элиты в области

Во-первых, политическая элита. Это костяк партии власти, руководство системных оппозиционных партий, депутаты. Доминирование личных интересов над общественными.

Во-вторых, управленческая элита. Это те, кто находится в исполнительной власти (государственной или муниципальной) на руководящих должностях: первые лица, замы, министры, начальники управлений и департаментов, их заместители. Деградация профессиональных компетенций и построение собственного бизнеса, используя служебное положение.

В-третьих, бизнес-элита. Собственники и руководители крупных и средних предприятий, а также малых предприятий, аффилированных с управленческой элитой. Построение бизнес-моделей на взаимодействии с государственным бюджетом.

В-четвертых, интеллектуальная элита. В основном специалисты (врачи, педагоги, юристы, инженеры и т. д.), ученые, преподаватели и руководство высших учебных заведений области. Обслуживание политической и управленческой элиты.

В-пятых, общественная элита. Достаточно значительная часть абсорбирована в общественной палате, что, собственно, уже говорит об ее уровне. Приспособление.

В-шестых, журналистская элита. Руководители СМИ, PR-службы, журналисты и блогеры. Попытка абсорбировать этот слой - создание союза журналистов. Главное - умение продать подороже свои навыки и знания.

В-седьмых, правоохранительная элита. Силовики, судьи, прокуроры и следователи. В основном на уровне первых лиц, заместителей или руководителей подразделений. Понятия выше закона.

Культурная элита - артисты, художники, литераторы, музыканты, работники учреждений культуры. Духовная деградация.

Из вышеперечисленных, безусловно определяющее влияние на развитие территории и жизни людей оказывает управленческая и политическая элиты.

Фактически около сотни персоналий. А если сфокусировать в этой сотне, то получится 10–15 человек.

Именно эта «десятка» реально управляет экономическим, социальным, культурным развитием области и кардинально влияет на жизнь сотен тысяч людей региона.

Это предполагает, что в результате множественных социальных фильтров на такой вершине действительно должны оказаться лучшие из лучших (избранные), о чем, собственно, и говорит сам термин elite.

Так ли это? Помимо профессиональных компетенций, эта узкая группа лиц, безусловно, должна обладать набором моральных и культурных качеств, определяющих мотивацию их деятельности и предполагающих базовый стандартный набор, характеризующий, например, русскую аристократию: долг, честь, верность, жертвенность и веру.

Не переходя на личности, а просто анализируя политические и управленческие элиты как составные компоненты региональной элиты, мы видим, что вышеуказанные понятия русского аристократизма абсолютно несопоставимы с деятельностью членов верхушки нынешней политической или управленческой региональной элиты. От слова «совсем».

Можно сказать, что за последние 30 лет качественный состав региональной элиты трансформировался до состояния абсолютной противоположности обозначенного понятия elite. Т. е. худшие. Избранные именно по этому категорийному признаку. Отобранные и отсеянные в результате новейшего исторического отрезка времени с учетом новых обозначенных целей и задач.

И если сейчас начинают говорить о кардинальном общественном историческом переломе, назревающем в России, то обязательно встанет вопрос, как быть с этой элитой, которая в качестве своего мировоззрения выбрала другие цели и задачи и свою деятельность строит по ценностям, сформированным в парадигме «мы лучшие из худших», а значит, и будет оказывать влияние на любые действия государства, общества, людей, пытающихся изменить эту, уже сформированную, матрицу ценностей, а также лишить «приватизированного» права оказывать влияние на развитие государства и общества ныне действующую элиту.

Как будет проходить процесс смены старой элиты на новую? Через тихое прощание и замену? Через общественный протест? Через резолюцию?

Сказать можно только одно: выходить добровольно из группы, принадлежащей к элите, никто не будет.

А задавить новую, зарождающую элиту, еще довольно слабую, вполне возможно.

Чем и будет заниматься нынешняя региональная элита во имя спасения собственной шкуры, благосостояний и ценностей.

Грядет серьезный общественный разлом. Грядут перемены. Пока непонятно какие?

Оригинал