Иудаизм – одна из мировых религий, относительно которой не существует полной ясности. Во всяком случае в вопросе того, когда гонения на нее были сильнее – в российской империи или в СССР.
К примеру, безымянный автор «Описания города Рыбинска» 1811 г. среди всего населения города мужского пола числом в 1498 человек отыскал двух евреев иудейского вероисповедания. Это было ровно на двух человек больше положенного, поскольку указом Екатерины II от 23 декабря 1791 года всем представителям этой религии было запрещено поселяться внутри так называемой «черты оседлости», то есть во внутренних губерниях России. Иудеям разрешалось постоянно проживать только в пограничных регионах. Примечательно, что имя одного историкам удалось установить – им оказался портной дамского платья Ловаль Ошерович Гинзбург. Предания свидетельствуют, что за человека «не того» вероисповедания вступились дамы высшего общества. Им решительно нельзя было появиться на официальных мероприятиях без платьев, которыми их одаривал Ловаль Ошерович.
Показательно, что держава вовсе не имела претензий к национальности иудеев. Человек, принявший христианскую веру, мог поселяться хоть у стен Кремля или на Невском проспекте, благо, что в столицах занятий для них хватало. Получается, что именно иудеи стали первыми, кто в России испытал гонения именно за веру. Тут, конечно, сказалось то обстоятельство, что как раз в начале семнадцатого века русское православие стало приобретать черты государственного культа. И как тут было не свести счеты с теми, чьи предки, якобы, не признали Христа и обрели его на мучительную гибель? При этом синод напрочь забывал, что священная книга христиан состоит не только из Нового, но и из Ветхого заветов. А Ветхий – не что иное, как житие древних иудеев, собственно создавших первый в истории человечества монотеистический культ.
Примечательно и то, что все старания церковно-государственного аппарата оказались бессильны перед еврейской настойчивостью. На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков иудеи плотно заселили не только Рыбинск, но и весь регион, вплоть до Ярославля и даже южнее: Углич, Романов-Борисоглеб, Ростов… Казалось, что с приходом советской власти начнется подлинное возрождение ярославского иудаизма, но… Представители этой религии попали, что называется, «из огня, да в полымя». Если царская власть боролась с иудаизмом, как с «неправильной» религией, то советская «приговорила» все авраамические религии одним списком, в который иудаизм, естественно, вошел.
Мало того, от религии большевики плавно перешли к национальности. Дело в том, что евреи чаще подвизались не наемными рабочими, а активно «окучивали», как сегодня сказали бы, «ниву малого бизнеса», то есть жили собственными промыслами. В конце девятнадцатого века из 45 глав рыбинских еврейских семейств 23 числились отставными и отпущенными в запас военнослужащими нижних званий, четверо – портными, столько же – часовых дел мастерами, двое – перчаточниками, двое – водочными мастерами, а также были купцы, юристы, матрасники и обойщики, золотых дел мастера, точильщики, пивовары, резчики печатей, машинисты и красильщики. Как впоследствии писали иудей Илья Ильф и православный Евгений Петров в романе «Золотой теленок»: «Люди устраивались, как могли, кто имел аптеку, а кто даже фабрику. Я лично не вижу в этом ничего плохого. Кто мог знать?»
Тех, кто «не знал», большевики сначала лишили имущества, а чуть погодя – и средств к существованию, запретив работать в госорганах – те самые знаменитые «чистки», которые Ильф и Петров так замечательно описали. Собственно, уже к двадцатым годам синагоги в Рыбинске не стало. И не было до 1994 года. В Ярославле из здания синагоги в 1935 сделали клуб Бутусовского поселка. Обращаю внимание, что знаменитое «дело врачей» пятидесятых годов, равно как и эмиграция 70-90 годов прошлого века мало соотносится с гонениями на иудаизм как таковой – тут все сводилось к пресловутому «национальному вопросу». Может быть, такая постановка вопроса имеет историческую подоплеку. В рядах главных гонителей религий, увы, наиболее «твердыми» становились именно вчерашние иудеи. Наиболее отчетливый пример: Емельян Михайлович Ярославский (он же – Миней Израилевич Губельман), возглавлявший в свое время «Союз Воинствующих безбожников», по свидетельствам современников наиболее нетерпимо относился именно к иудаизму.
Все решительно изменилось после распада СССР. В 1994 году синагога появляется в Рыбинске. Несколько раньше культовому зданию (построенному в 1924, а в 1935-ом ставшему клубом рабочих Бутусовского поселка) в Ярославле возвращают его основной статус. В 2016 усилиями коренного ярославца Леонарда Блаватника здесь появляется даже миква – бассейн для ритуальных омовений. И, похоже, гонений со стороны российского государства иудеи испытывать уже не будут.
За счет чего иудаизм выстоял в Ярославской области и в России в принципе? Тут есть огромный потенциал для развития разного рода конспирологических теорий. Тех самых, которые, дай им волю, тут же превращаются в отчаянно антисемитские. В реальности же он сохранился, как и две другие авраамические религии – христианство и ислам – поскольку изначально имел серьезный духовный потенциал. К тому же, бороться с мировой религией государству позднего Советского Союза было явно не с руки: страна стремилась к разрядке международной напряженности. Другой вопрос, что за время гонений количество носителей этой религии уменьшилось настолько, что нам может грозить та же ситуация, что и при Екатерине Великой: когда при очередной переписи в Рыбинске отыщется всего пара человек, исповедующих самую древнюю авраамическую религию.