Курская область является многонациональным регионом, хотя подавляющее большинство жителей относит себя к русскому народу, по данным переписи 2010 года — почти 92%. Четвертой по численности национальностью курского региона являются цыгане, уступая только армянам и украинцам. Только по официальным данным переписи, цыган в регионе 2181 (0,19%), но очевидно, что эта цифра занижена.
Точное время появления кочевого народа в курском регионе назвать нельзя, но, по данным составителей «Военно-статистического обозрения… Курская губерния за 1850-е годы», цыгане оказались в курских местах не раньше XV века, после победы над Татарским игом. Также в «Обозрении» о цыганах говорится следующее: «Они должны происходить от цыган или египтян <…>; ибо иные думают, что они суть пришельцы в Европу из Татарии и Скифии <…>; другие, что они по происхождению персияне и еще в древности должны были оставить свое отечество, в котором недоставало тогда земли для их пропитания; наконец, многие полагают еще, что они потомки 10 еврейских племен, уведенных в плен Салманассаром царем ассирийским…»
По данным ученых, цыгане оказались на курской земле одновременно с малороссами (украинцами) и часто им подражали, перенимая у украинцев манеру одеваться, религиозные обычаи и быт.
Если верить статистике, в середине XIX века в Курской губернии проживало 1076 цыган, что делало этот народ самым крупным неславянским этносом региона. Цыгане были артистами, музыкантами, коновалами, а также занимались перепродажей различных вещей. Больше всего цыган проживало в Обоянском, Суджанском, Курском, Белгородском, Путивльском, Корочанском, Старо-Оскольском и Грайворонском уездах. Важно учесть, что в то время значительная часть цыган не перешла к оседлому образу жизни, предпочитая кочевать.
С кочевой жизнью народа пытались бороться власти Курской губернии, записывая цыган в мещанское сословие. Так, в Обояни к мещанам было приписано около сотни цыган. Но местные мещане не хотели видеть представителей цыганского народа в своей сословной группе - в мае 1840 года мещанское общество Обояни решило выселить цыган из города. Причину такой нетерпимости обоянцев выяснить сегодня не представляется возможным. Цыгане решили искать новое место жительства, почему-то ими была выбрана Тюмень. Но в 1841 году выходцы из Обояни были задержаны в Перми. В полиции они заявили, что сами решили покинуть курскую землю из-за слишком высокой цены на хлеб. Пермские власти пошли навстречу цыганам, поселив их на местных казенных землях. Но табор решил не останавливаться в Пермском крае, покинув регион без предупреждения.
В Российской империи многие национальные меньшинства находились в ущемленном положении. Так, толерантным нельзя было назвать отношение и к цыганскому народу. Например, цыганские таборы старались не пускать в города, тем более в губернские центры. Таборы, кочевавшие в районе Курска, облюбовали живописный холм, находящийся за чертой города. Так это место и стали называть – Цыганский бугор. Такое название сохраняется до сих пор. Цыгане постепенно отказывались от кочевой жизни, расселяясь по окрестностям Цыганского бугра. Неслучайно улица Бутко раньше носила такие названия, как улица Цыганская на Ямах и Цыганский тупик.