Многие уникальные объекты деревянной архитектуры Заонежья, Пудожья, Поморья, карельских и вепсских поселений Карелии нуждаются в постоянной заботе, а на деле горят, протекают, гниют, теряют кресты с куполов… Но чиновники, которые обязаны как зеницу ока беречь «достояние республики», жалуются прокурору на общественников, требующих внимания к своим святыням…
Завтра по приглашению и. о. первого заместителя прокурора Петрозаводска Артемьева мне предстоит дать объяснения в связи с обращением председателя Управления по охране объектов культурного наследия РК Юлии Алиповой. По результатам беседы с представителем надзорного органа будет вынесено решение о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.61 («Оскорбление»), то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме. Если прокуратура найдет в публикации «состав», то виновных ждет наложение административного штрафа в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.
Речь идет о размещенном в паблике «Отражение. Карелия» 16 марта материале «Что имеем не храним, потерявши – плачем». В нем от имени членов КРОО «Заонежье», которые более 20 лет пытаются оберегать памятники и традиции своих предков, оценивается публичная деятельность чиновников, которым поручена охрана памятников Карелии. По мнению общественников, работа эта ведется плохо, а чиновники к мнению активистов предпочитают не прислушиваться.
Гневный тон общественников и в самом тексте, и в комментариях под ним вполне оправдан. Достаточно вспомнить эпопею переноса Варваринской церкви XVII века из деревни Яндомозеро в деревню Типиницы. При транспортировке немало бревен было потеряно, потом те, что успешно перевезли, несколько лет гнили в ожидании ответственного подрядчика, а граждане требовали хотя бы укрыть артефакты, чем помог в результате музей-заповедник «Кижи»… Теперь, когда посвященная Великомученице Варваре церковь установлена, — об усилиях общественности чиновники и депутаты не вспоминают, сами пиарятся. Вот недавно опять побывали в Типиницах с телекамерами…
Особая тревога членов КРОО «Заонежье» и ее председателя Валентины Сукотовой в последние годы за церковь Александра Свирского в Космозере, а это памятник федерального значения XVII века. После неудачной реставрации здесь множество протечек, с купола сорвало доски… Валентина Сукотова в сильные дожди ковшом вычерпывала воду с пола церкви – вот до чего дошло. Однако многочисленные обращения к чиновникам, ответственным за ремонт, ничем не закончились. Навстречу пошел музей-заповедник «Кижи», сотрудники которого этим летом обследуют памятник и примут меры по его консервации.
В тексте, который так обидел госпожу Алипову, речь идет еще о письме, подготовленном доктором наук лингвистом Ирмой Муллонен, которая возглавляет Общественный совет музея-заповедника «Кижи». В нем выражалось беспокойство по поводу сохранности архитектурных памятников Заонежья. Внятного ответа от Управления по охране объектов культурного наследия РК не последовало, а 16 июня 2021 года состоялось онлайн-совещание по тем же вопросам с участием чиновников, также, как считают общественники, не давшее ответов на острые вопросы.
Наверное, за подобную «работу» люди должны благодарить чиновников и ни в коем случае их не критиковать?
Памятники горят, гниют, протекают, теряют кресты, на их территории нарушается законодательство, существует опасность пожара, исходящая прежде всего от туристов, а чиновница жалуется на тех, кто ее критикует за все эти факты…
…И вот еще один тревожный факт. Как сообщает в своем Telegram-канале карельский журналист Валерий Поташов: «На одном из старейших памятников деревянной архитектуры Карелии - церкви Петра и Павла в поморской деревне Вирма - упал крест с центральной главки. Нехороший знак и симптоматичный». Местные жители заметили это давно, писали в правительство, однако кроме обещаний ничего не дождались… Однако, как приметил Валерий Поташов, новенькие мостки у церкви появились, наверно, это о туристах власть позаботилась».
Далее журналист делает печальный вывод: «Значительная часть деревянных памятников республики, где туризм объявлен приоритетной отраслью региональной экономики, находятся в удручающем состоянии. А храм в Вирме XVII столетия - это еще и объект культурного наследия федерального значения. Но фактически памятник находится под охраной государства только на словах…»