Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, принятая Первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года, стала, по сути, антиимперским политическим актом.
Это было решающее политическое решение в процессе распада СССР, создавшее возможности для автономного от СССР развития России. Это было публичное предложение и руководству Союза, и руководителям союзных республик переосмыслить советское политическое пространство в новых условиях.
Решение принималось в острой политической борьбе, текст Декларации отражает трудные компромиссы, на которые пошли ее инициаторы и авторы, чтобы собрать большинство голосов. Итог был впечатляющим: 907 — за, 13 — против, 9 — воздержались. Этот расклад отвечал общественным настроениям: люди ждали и требовали перемен.
В Декларации были публично названы ориентиры новой российской политики: суверенитет народа как носителя власти; признание и уважение суверенных прав союзных республик, то есть прямое требование федерализма; гарантии прав и свобод граждан, предусмотренных общепризнанными нормами международного права; государственные гарантии гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям равных правовых возможностей участвовать в управлении государственными и общественными делами, то есть гарантии свободы убеждений и многопартийности; разделение законодательной, исполнительной и судебной властей как основы правового государства; «приверженность общепризнанным принципам международного права и готовность жить со всеми странами и народами в мире и согласии, принимать все меры к недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских и межнациональных отношениях» (это положение Декларации процитировал дословно).
По существу, Декларация стала протоконституцией, документом публичного стратегического политического планирования. Это была своего рода отправная точка нового государственного и политического строительства. В Декларации, как всяком Начале, есть иллюзии. Но это честный документ для строительства демократической России.
Декларация 1990 года продолжает действовать, она не денонсирована и де-юре является частью российского законодательства. Удивительно, да?
При неизбежном переучреждении России, собирании наших государственных камней на руинах империи нам будет необходимо вернуться к этому фундаментальному документу свободы и права.