Как-то болтали с подругой, которая преподает английский, и я сказала, что людям, прежде чем идти на занятия, надо бы записаться на сессию к коучу. Поработать с мотивацией, посмотреть, а надо ли вообще ввязываться в эпопею с языком. Да и всем полезно будет — от спортсменов «с понедельника начну» до студентов, которые начинают учить билеты в ночь перед экзаменом.

И вот я узнала, что существуют языковые коучи — люди, которые работают именно с мотивацией перед изучением иностранного. Один из языковых коучей — Лида Смолина. Мы побеседовали о стабилизирующей роли обучения, инструментах для эффективной учебы (не только английскому) и сохранении мотивации к изучению нового.

— Как ты стала заниматься языковым коучингом и что это вообще такое?

— Я три года работала в компании Adidas, из них полтора руководила магазином. Оттуда знаю много про бизнес-процессы: как достигать цели, как измерять цели, как работать с мотивацией сотрудников. Плюс я заканчиваю учиться на педагога по немецкому и английскому языкам. И увлекаюсь психологией. Однажды я поняла, что могу не только преподавать, но и сделать процесс самостоятельного изучения языка увлекательным и результативным, применяя знания из бизнес-менеджмента, педагогики, психологии. Языковой коучинг — моя личная методика. Вообще есть и другие языковые коучи, но все мы приходим к этой работе сами по себе разными путями.

Языковой коучинг похож на сессию с обычным коучем, но касается узкого запроса — изучения языка. На консультации мы исследуем, какой у человека был опыт, что он любит в жизни, как много работает, чем занимается кроме работы. В результате получается план, как органично встроить изучение языка в сложившуюся жизнь.

— И как же?

— Например, одна моя клиентка — писательница. Мы придумали, что она может писать на английском личный дневник. А моя подруга — мама малыша, у нее минимум времени. Для нее мы подобрали несколько приложений на телефон, чтобы она могла заниматься пять минут между делами.

— Что самое главное для результативной учебы?

— Для меня обучение — это радость, потому что я могу выбирать, что изучать. Это что-то про внутреннего ребенка, у которого горят глаза, который хочет узнать новое. Так и в идеальном мире взрослых — а я работаю преимущественно со взрослыми: стоит подбирать материалы, по которым интересно учить английский. Если вы не читаете книги, очень странно ставить себе цель прочитать к концу года книгу на английском. А если смотрите блогеров про моду, то почему бы не переключиться на таких же блогеров, которые говорят на английском? Плюсом к интересу должна идти ответственность за процесс. И измеримая цель, которую можно достигнуть, а потом порадоваться за себя.

— Ты заметила, что с февраля растет запрос на обучение английскому — или обучение чему-то новому вообще?

— У меня небольшая практика, но да, думаю, растет. Вот что я точно заметила: люди погружаются в процесс и находят в нем отвлечение. Я сама первое время отвлекалась от событий благодаря занятиям. Когда хочется с головой уйти во что-то и не видеть ничего вокруг, занятие с человеком напротив — идеальный вариант.

Учеба вообще может давать чувство стабильности. Проходишь курс — понимаешь, к какой цели идешь, какое расписание, что будешь делать на следующей неделе. Стабильность в самом процессе обучения дарит то, что редко можно найти в окружающем мире: предсказуемость, регулярность, контроль за происходящим с тобой.

— С чего ты рекомендуешь начинать обучение?

— Сначала стоит разобраться в себе. Зачем тебе английский? Как ты собираешься его учить? Как ты поможешь себе? Что будешь делать, если устанешь и пропустишь занятие? Когда есть план действий, жить проще.

Универсального шаблона нет. Важно смотреть на собственную жизнь: у меня точно есть два часа в понедельник на занятие английским? Сколько часов занимают мои рабочие и личные задачи? Я рекомендую не завышать планку. Лучше брать за цель минимум и еще чуть-чуть — не три часа в неделю, а полтора. Тогда не будет ситуации «ожидание-реальность».

Конечно, нужно понять свою потребность. Я хочу освоить сапсерфинг — потому что хочу плавать на доске или потому что хочу быть модной и классной? Может быть, я смогу быть модной и классной другим способом? Все знают английский, а я не знаю, значит, мне тоже нужно учить язык. Но нужно ли? Если не разобраться с настоящей потребностью, есть риск быстро слиться.

— Если потребность все же есть, но сливаться все равно хочется, — что делать?

— Универсальный совет — начинать с того, что было до: вопроса «Зачем мне это». Потом честно ответить себе на вопрос, почему сливаешься, в чем внутреннее сопротивление. Потому что тема не нравится? Потому что случился страх перед домашним заданием?

Важно не быть себе палачом и критиком, прощать себе ошибки. Тогда есть шанс вернуться на путь и пойти дальше. Если ругать себя, гнобить, сил продолжать учебу не будет.

— Почему одни люди не сливаются с учебы, а другим постоянно нужно уговаривать себя на каждое действие?

— У меня есть одногруппница, которая все работы сдает вовремя. А я человек несистемный, люблю откладывать дела на потом. Когда я стала наблюдать за одногруппницей, чтобы понять, в чем ее секрет, то заметила: она делает задания неидеально. Поначалу я разозлилась — как же так, у меня вот вечный перфекционизм. А человек тем временем берет и делает. Возможно, кому-то мешают перфекционизм, ожидание лучшего момента. Кто-то боится сделать неидеально и вообще не начинает. В этом плане меня порадовала Оля Маркес — довольно известный человек. Она стала снимать сторис на английском языке. Да, неидеальном английском, но она не ждет, когда он станет идеальным, а снимает и практикуется.

— Как помочь себе, когда перфекционизм сильнее мотивации?

— Мне помогает фраза, которая все время перед глазами: «Неидеальное действие лучше идеального бездействия». Когда разрешаю себе сделать работу на троечку или четверочку, ощущения сразу становятся другими. Что еще? Декомпозиция дел вплоть до «Задача №1: посадить себя на стул» и просьбы о поддержке. Когда я писала диплом, подходила к близким и просила их сказать, какая я молодец и что все обязательно получится.

Оригинал