Аккурат к 100-летию Всесоюзной пионерской организации, почившей в бозе на волне капиталистических перемен 91-го года ХХ века, на самом верху законодательной власти заговорили о необходимости возрождения детского патриотического движения.
Коммунисты возрадовались: «А мы давно предлагали!» На что единороссы только пожали плечами: «Собственно, это наш проект и будет создаваться под эгидой движения „Большая перемена“» (не путать с известным телефильмом об учащихся ШРМ). К тому же от пионерии будут брать не все, а только самое лучшее и жизнеспособное.
Председатель комитета Архангельского областного собрания по развитию институтов гражданского общества, молодежной политике и спорту Иван Новиков:
— Мы поддерживаем создание организации, которая позволит в едином ключе настроить работу всех существующих детско-юношеских объединений страны, помочь им в развитии, вовлечь в общественную жизнь большого количества подростков и молодежи на базе ценностей нашего многонационального и многоконфессионального народа, в рамках культуры взаимного уважения.
Остальные парламентские партии отнеслись к начинанию более прохладно, но явного негатива не выразили.
Как и российское общество в большинстве своем. Но с оговорками…
Четверть опрошенных в интернете не понимают, будет ли проект интересен детям или это станет новой обязаловкой. Примерно столько же поддержавших идею в принципе вспоминают известное изречение Черномырдина: «Что ни начнем строить, все КПСС получается». Также нет единого понимания в том, будет ли новая организация воспитывать патриотов в рамках государственной идеологии текущего (сложного) момента или в первую голову займется организацией детского досуга в плане импортозамещения.
С патриотизмом самое сложное. Председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина назвала цифру: 60% выпускников российских средних учебных заведений мечтают жить в Европе, а кто и подальше. То есть отдаешь им самое лучшее, а они потом его увозят в недружественные России страны.
Но и с вступлением все непросто, где мотивация? Детские и молодежные организации СССР были социальным лифтом – из октябрят перетекали в пионеры, потом в комсомол, что обеспечивало лишние шансы при поступлении в вуз (в гуманитарные несоюзной молодежи можно было и не соваться), самые лучшие и находчивые приземлялись в КПСС. Как это будет работать в условиях демократии, многопартийности и плюрализма мнений – бог ведает.
Не стоит забывать и о том, что 30 лет страна живет в капиталистической системе, где детский досуг коммерциализирован. Если новое движение будет предоставлять его бесплатно, это создаст ненужный ажиотаж на рынке подобных услуг и еще больше разобщит детей по имущественному признаку. Давно всем ясно: бесплатное хорошо не бывает (если не менять социальную систему в корне).
По-любому дети (в новую пионерию собираются принимать аж с пяти лет) при вступлении будут ориентироваться на мнение своих родителей. Редакция "Руснорд" обратилась с двумя вопросами к членам Ассоциации независимых СМИ «Вольное дело» с солидным жизненным опытом: а) ваши личные воспоминания о пионерском детстве; б) ваши прогнозы о перспективах новой российской пионерии.
Леонид Черток («Руснорд»):
Ох, давно это было… При приеме в пионеры была даже некая интрига: если в октябрята принимали всех скопом, то в этой ступени могли и отказать (отъявленному хулигану или двоечнику). В нашем классе не удостоился чести один по второму признаку и, как следствие, остался на второй год (он же впоследствии окончил МГИМО, стал журналистом-международником, руководителем крупных федеральных издательств). Это был позор и сокрушительный удар по подростковому самолюбию.
Как я пионерил? Отдавал домашние излишки карандашей и ручек в пользу детей воюющего Вьетнама. Пару раз приносил в школу макулатуру, в тот исторический период ее еще не обменивали на «Королеву Марго». Металлолом не собирал ни разу… где его было взять в самом центре Москвы?! Один раз участвовал в районной «Зарнице» и свидетельствую: наши дачные игры в «войнушку» были гораздо круче, хотя и травмоопаснее. Научила ли пионерия дружбе? Скорее, это сделали совместное распитие портвейна (в старших классах) и драки с замоскворецкой шпаной.
С пионерским галстуком запомнился такой конфликт интересов. В классе шестом с приятелем зашли в церковь как на дополнительное занятие по истории Российской империи. Тут же подошла строгая старушка-прислужница и грозным шепотом потребовала снять «дьявольскую тряпочку», имея в виду пионерский галстук. Вступили с ней в идеологическую дискуссию, но в итоге подчинились. Первый урок терпимости к чужому мнению. Сейчас понимаю, какой отважной была та бабушка… шел 71-й год.
В девятом классе меня пытались исключить из пионеров за первый в творческой биографии фельетон в стенгазете (впоследствии распространялся по школе в самиздате), где критиковал пионерию за формализм с переходом на несовершенство политической модели социализма в целом. Однако выяснилось, что я оттуда выбыл по возрасту. Ограничились звонком в КГБ (по крайней мере пригрозили). В комсомол приняли одним из последних перед самыми выпускными (чтобы не портил общей статистики). В характеристике для института написали: «В общественной жизни неактивен». Что до сих пор соответствует действительности.
Я не верю в массовость подобного проекта, все перечисленные заманухи в плане отдыха и развлечений сегодня можно получить и без идеологической составляющей. Особенно с учетом многопартийности и декларированного плюрализма. Да и у патриотизма сегодня много лиц… часто отталкивающих, те же участники «Русских маршей» считают себя «истинными патриотами». Я, скорее, за здоровый индивидуализм в противовес стадности. Но своим сыновьям предоставляю безусловное право личного выбора.
Андрей Рудалев («Беломорканал»):
Радостные и праздничные воспоминания без всякой лакировки. Была осмысленность и связанность всего учебного процесса, его особое освящение. Особенно по контрасту с тем временем, когда пионерский галстук стал восприниматься просто ненужной тряпкой, когда на шеях школьников образовалась пустота серости и когда все стало распадаться вокруг, а человеческая общность становилась сбродом.
А еще сейчас понимаешь, что красный галстук - отличный аксессуар. Торжественный, приподнимающий человека над той самой серостью.
Новая пионерия должна стать организацией настоящего, а не мнимого социального лифта. Она должна забрать себе монополизированное внесистемной оппозицией понятие протеста и перемен. Молодость призывает бороться, и молодые должны быть борцами, чтобы улучшить наше общество. Но не разрушить его. Они должны чувствовать дух своей тысячелетней цивилизации. И, само собой, новая организация - без принудиловки.
Илья Азовский («Эхо Севера»):
Воспоминания слабые. У меня с тех пор слишком богатая на приключения жизнь была, да и сотрясения мозга периодически случались. Пионерские костры в пионерлагере в Сухуми помню. Кубинцы какие-то приезжали на костры. Тоже помню. Пионерский галстук мешал на шее – было дело. Выходил со школы – снимал его. Каюсь. Как-то пиво пролил на себя и потом пионерским галстуком вытирал – было дело. А еще заколебывался его гладить. В общем, воспоминания обрывочные. Надо было – стал пионером. Все вокруг были пионерами.
От новой пионерии не жду ничего хорошего. Это будет школа юных карьеристов. Типа нынешней Юнармии. Бестолковое дело для тех, кто умом, красотой да талантами не вышел.
Николай Прокофьев (экс-лидер «Архсвободы», титан Telegram-каналов):
Воспоминания о моем пионерском детстве самые прекрасные. Хотя торжественно вступить в ВПО не удалось, так как в назначенное для этого время решил сводить дворового пса Тобика к ветеринару. И Тобика толком не вылечил, и в пионеры, как надо, не вступил. Но галстук носил с гордостью.
По поводу воссоздания в нынешней РФ подобия ВПО (Всесоюзной пионерской организации) скажу одно. Дайте мне деньги и время — создам сам все, как положено. И все будет прекрасно работать, как, к примеру, Сколково или «Роснано». Если деньги на это дадут кому-то другому, то я против!
P. S. Сегодня праздник у дедов,
Вернется пионерия,
Еще полгода, и готов
Лаврентий Палыч Берия.
(автор неизвестен)